- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Как подготовить ребенка к собеседованию перед поступлением в школу
При зачислении в школу будущий первоклашка приглашается на собеседование
Современный образовательный стандарт начальной школы построен так, что ребенок перед поступлением в первый класс должен посещать подготовительную группу детского сада или образовательного центра, чтобы усвоить определенный объем знаний и сформировать необходимые умения и навыки. Собеседование должно выявить степень подготовленности ребенка к школе. Время, когда назначается собеседование, его продолжительность и специфику заданий каждая школа определяет сама. Но можно выявить общие направления и определить их приоритетность.
Начинается собеседование с вопросов, как зовут ребенка, знает ли он свой адрес, телефон. Иногда задают вопросы о родителях - как зовут, какая у них профессия. Затем идут вопросы, проверяющие уровень осведомленности об окружающем мире. Как называется страна, в которой он живет? Может ли назвать домашних животных и их детенышей? Знает ли будущий первоклассник название дней недели, их порядок, а месяцы - зимние, осенние и т.д.? Чем отличается одно время года от другого? А знает ли будущий ученик сказочных героев? Такая беседа позволит проверить способность не только уровень осведомленности ребенка, но и его умение вести диалог, рассуждать.
Не забывайте включать ребенка в мир, который его окружает. И делайте это заранее. Невозможно все запомнить накануне прихода в школу. Читайте с ним детские энциклопедии, смотрите познавательные программы по телевизору, читайте литературные и народные сказки.
Проверка уровня подготовки по математике
Проверка подготовки ребенка по математике обычно начинается с умения выполнить вычисления в пределах 10. Очень важно, чтобы будущий первоклассник делал это в уме, не прибегая к помощи пальцев. Он должен легко произносить числа в прямом порядке и обратном, безошибочно показывать названное число и знать соседей числа - то есть понимает, что такое последующее и предыдущее число. Очень хорошо, если малыш называет соседей двузначного числа.
На что нужно обратить внимание? Практикуемся постоянно: какое число предшествует числу 5? Какое следует за 8? Когда ребенок уверенно называет «соседей» всех чисел, значит, он существенно продвинулся вперед. Потом нужно приступить к самой важной работе, без которой первокласснику очень трудно будет на уроках математики в школе: выучить состав чисел в пределах 10. Например, 7 – это 6 и 1, 5 и 2, 3 и 4. Это позволит первокласснику при решении примеров правильно размышлять по алгоритму: «7- 2, 7 – это 2 и 5. Значит, 7 -2 будет 5».
Основы элементарной геометрии
Знает ли ваш ребенок геометрические фигуры - квадраты и прямоугольники, круги и овалы, треугольники? Умеет ли уверенно их называть? Иногда на предложенных во время собеседования картинках, где представлены все геометрические фигуры, встречаются геометрические тела. Поэтому мы предлагаем постепенно вводить понятие геометрического тела, чтобы будущий первоклассник смог справиться и с этим заданием.
На что нужно обратить внимание? Предложите ребенку картинку, где будут все геометрические фигуры. И не по одной, но разных цветов и размеров. Можно пронумеровать каждую фигуры и попросить назвать номера всех треугольников, кругов, квадратов.
Некоторые дети не улавливают разницу овалом и кругом, прямоугольником и квадратом. Постоянно напоминайте их признаки: овал вытянут, а у квадрата все стороны одинаковые. Желательно познакомить ребенка и с ромбом.
Основы обучения грамоте
Хорошо подготовленная к письму рука - залог успешности ребенка на уроках обучения грамоте. Поэтому при поступлении в школу обязательно проверят, как у будущего первоклассника развита мелкая моторика. Некоторые школы предлагают скопировать предложение, написанное печатными буквами, в других - письменными. Есть задания, проверяющие, как ребенок копирует по клеткам.
На что нужно обратить внимание? Требуется длительная, правильная и регулярная подготовка руки. Когда будете подбирать прописи, обратите внимание, чтобы задания были разнообразны. Не только «палочки-крючочки-петельки», но и штриховки, и самые разнообразные раскраски. Сразу обращайте внимание, чтобы ребенок правильно держал карандаш. Посещает ли ваш ребенок дополнительные занятия по изобразительному искусству? Это очень хорошее подспорье при подготовке ребенка к первому классу. Использует ли он ножнички при изготовлении поделок? Трудно? Предложите вырезать что-то очень любимое. Девочкам - принцесс, замки, куклы, игрушки, любимых мультипликационных героев. Мальчикам - транспорт, обожаемых динозавров и черепашек. Рисование песком, применение пластилина, глины для поделок очень полезно. Важно заниматься этим постоянно.
Существует ошибочное представление о том, что ребенок, который находится в виртуальном пространстве и уверенно работает кнопками смартфонов и клавишами компьютеров, тоже работает руками, укрепляя мелкую моторику. К сожалению, это не так. Классический способ приготовления руки к письму - самый верный. А главное, проверенный временем.
Что еще нужно взять на заметку?
- Важно заранее проверить внимание малыша. Для этого обычно используется хорошая игра "Что изменилось на столе". Хорошая, емкая память ребенка гарантирует успешность в усвоении программного материала. Поэтому читается ряд слов (примерно 10), которые предлагают повторить. Попробуйте все это сделать со своим малышом, и вы поймете, в каком направлении вам нужно работать.
- Обязательно разучивайте с ребенком стихотворения наизусть. Обычно в сборниках хороших детских поэтов предлагаются небольшие стихотворения на разные темы: о семье, животных, игрушках, друзьях. Они просты по содержанию, их темы близки ребенку. Барто, Маршак, Благинина, Заходер, Высоцкая известны давно. Нам нравится творчество современных детских поэтов Анастасии Орловой и Маши Рупасовой. Почитайте их стихотворные фантазии - остроумные, веселые. Они завораживают своим пониманием детской психологии.
Обратите внимание на то, насколько четко ребенок произносит стихотворные строки, понимает ли смысл рассказанного. Обязательно побеседуйте с ним, о чем стихотворный текст, нравятся ли ему главные герои.
Ребенок уже достаточно взрослый, чтобы уметь ответить на такие вопросы.
- Зачастую после небольшого текста, предложенного ребенку для чтения во время собеседования, задают вопросы на понимание содержания. Или просят пересказать текст. К этому нужно обязательно готовить ребенка. Как? Читайте детям сказки. Но не забывайте, что во многих народных сказках непонятные для ребенка. Их значение нужно сразу объяснять. Иначе ребенок потеряет интерес к сюжету. Затем обязательно поговорите с ним о прочитанном. Что понравилось? Почему? Задайте побольше вопросов по содержанию. «У зайчика была избушка лубяная, а у лисы – ледяная. Пришла весна, избушка у лисы и растаяла». Спросите: «У кого была лубяная избушка? А какая была у лисы? Что же случилось, когда пришла весна?» И т.д.
Затем приступаем к самому важному. Просим ребенка пересказать услышанный текст.
Иногда дети пытаются рассказывать почти наизусть. Это тоже не очень хорошо, потому что вам нужна не «фотография» текста, а передача ребенком его содержания. Что делать, если не получается? Или пересказывает неуверенно? Ничего страшного. Еще раз прочитайте текст. В таком виде деятельности важна система. И терпение. И скоро все будет получаться!
- Не сразу у детей получается составить рассказ по картинке. Это задание тоже часто предлагается будущему первокласснику. Готовимся заранее. Современные издательства предлагают много иллюстрированных детских журналов. Хорошо, если у вас есть возможность выписывать ребенку такие периодические издания. Нам нравятся журналы «Веселый колобок», «3/9 царство», приложение к журналу «Юла» под названием «Санька в стране сказок». Они очень хороши для чтения ребенку вслух. Кроме того, в них много ярких сюжетных картинок. Предложите их вырезать и расположить в правильном порядке. Затем вместе проявите фантазию и составьте рассказ. Прислушайтесь, какими предложениями оперирует ребенок: распространёнными или нераспространёнными. Например, «Бабушка вяжет». Это нераспространённое предложение. А если так: «Старенькая бабушка сидит в кресле и вяжет носочки» - это очень хорошее распространённое предложение. В нем все слова правильно связаны между собой по смыслу и грамматически. Обязательно обратите внимание, связываются ли предложения, которые предлагает ребенок, между собой в связный текст. Ребёнок может увлечься: «Бабушка сидит в кресле, а моя бабушка тоже вяжет, я был у неё в гостях…».
Предлагайте составлять рассказы по разным картинкам, увлекайте ребенка этой работой, подсказывайте слова, которые могут потом войти в его активный словарь. Можно поиграть в «Рассказ по кругу». Очень интересный вид деятельности, в который вовлекается вся семья. Это когда по одной картинке рассказ придумывается несколькими людьми. Например, папой, бабушкой, старшими братьями или сестрами. Каждый предлагает по одному предложению. Весело, а как полезно!