- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Презентация к урокам анализа поэмы М.Ю.Лермонтова «Мцыри»
Наш центр развития – многопрофильное учебное заведение, в котором занимаются дети разных возрастных категорий. Профессиональный потенциал педагогического коллектива позволяет учителям делиться с коллегами опытом работы. Педагогами нашего центра развития разработаны разнообразные средства и приемы анализа литературного произведения, которые могли бы существенно облегчить учителю-предметнику подготовку к урокам, а школьникам помочь в подготовке домашнего задания. Материал, расположенный на небольшом пространстве слайда, в концентрированном виде содержит информацию, которая будет полезна на разных этапах работы с произведением. В статье дано описание слайдов, в конце прилагается презентация для просмотра на нашем сайте. Если возникнет необходимость получить слайдовую презентацию в Power Point, можно написать к нам на почту, мы перешлем.
Слайд № 1 предназначен для вступительного слова учителя. Вдумчивому ученику этот материал поможет организовать историко-биографическое вступление к любому жанру письменной работы.
Слайд №2
Правильное понимание жанрового своеобразия произведения, его принадлежность романтизму обогатит представление учеников, а литературоведческий материал, представленный в сжатой, но емкой форме, усваиваться легче.
Слайд № 3 поможет организовать разговор о впечатлениях от первоначального знакомства с текстом поэмы. При подготовке к письменным аналитическим работам мы учим детей писать разные виды вступления. Чтобы ученик не испытывал серьезных затруднений, предлагаем попробовать начать с впечатлений о прочитанном. Обсуждаем и анализируем, ответы на какие вопросы на слайде соответствуют целям вступительной части работы, а какие излишне детализированы.
Слайд №4. Учимся работать с лексическим значением слова «Мцыри», что значительно расширяет детские представления о нем.
В грузинском языке у этого слова есть еще одно значение – чужеземец и пришелец. Интересно сопоставить эти лексические значения. Что каждое из них вносит в понимание судьбы главного героя поэмы?
Слайды №5-7. Что увидел Мцыри за пределами монастыря?
Слайды №8-10 позволяют «приблизить» текст, сделать работу над словом, над изобразительно-выразительными средствами языка доступной для восприятия.
Слайд № 11. Использование слайдов имеет неоспоримое преимущество в организации исследовательской работы над словом.
Слайд № 12. Чем стала для юноши встреча с грузинкой и как этот эпизод характеризует героя?
Слайд № 13
Центральный эпизод поэмы – бой с барсом. Это кульминация трех вольных дней героя. Каждый образ эпизода наполнен символическим значением.
Слайды №14-15 дают возможность организовать беседу вокруг наиболее значимого эпизода. Это возвращение героя к монастырю и осознание крушения мечты об обретении родного дома. Почему это произошло? И что означает таинственная песнь золотой рыбки.
Слайд №16 выводит на обобщающие смыслы и символы поэмы.
Слайд № 17 возвращает нас к началу поэмы. Теперь ученики смогут объяснить, почему поэма начинается с описания разрушенного монастыря. В чем символика его разрушения?
Слайды № 18-19 позволят расширить понимание культурологических аспектов поэмы, так как связаны с исследованием её эпиграфа, взятого из Библии.
Слайд № 20 – предложение еще раз поработать над текстом поэмы.
Центр развития «Бемби»