- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
«Гений и злодейство - две вещи несовместные»
Вступление к эссе может быть таким:
«Маленькие трагедии» - цикл из четырёх драматических этюдов. Он создан А.С.Пушкиным в момент наивысшего взлёта его творчества - в Болдинскую осень. Пришла пора философского осмысления жизни. Поэтому новый цикл драматических этюдов вместил в себя то, что более всего волновало поэта.
Или таким:
Философские проблемы впервые прозвучат в творчестве А.С.Пушкина в «Маленьких трагедиях». Они обозначат новый этап в его творчестве. Для поэта важным становится психологический анализ души человека. На небольшом пространстве четырех драматических этюдов – истории личностей, охваченных разрушительными страстями. В «Моцарте и Сальери» это зависть, которая движет чувствами Сальери.
Основная часть:
В маленькой трагедии о Моцарте и Сальери Пушкин переносит нас в Австрию XVIII века. Но внимательный читатель понимает, что трагическая история взаимоотношений двух композиторов наполнена мыслями о современной поэту действительности. «Ужасный век, ужасные сердца!» - эти слова не случайно прозвучат в произведении.
И действительно, страшный мир предстаёт перед нами. Сальери, лучший друг Моцарта, мучается чувством чёрной зависти к Вольфгангу Амадею, жизнелюбцу и повесе, с легкостью рождающему шедевры.
В жизнь самого Моцарта уже вошёл странный чёрный человек, который заказал композитору «Реквием». Заупокойная месса овладела всем его существом, день и ночь не дает покоя. А заказчик не идёт...
Сальери же на встречу с другом в трактир “Золотой лев” берет с собой яд, который «осьмнадцать лет» ждал своего применения. Завистник опускает его в бокал с шампанским («чашу дружбы»), нисколько не ужасаясь от содеянного, а лишь задумываясь: «Неужели я не гений?»
В основе пушкинского сюжета лежит недостоверная легенда. Сальери не убивал Моцарта. Но поэт выстраивает свою художественную логику. Ему важно понять, что такое зависть и может ли гений совершить преступление. Пушкина волнует вопрос: что движет людьми, которые стоят перед проблемой выбора, если оба – творцы, как Моцарт и Сальери. Он исследует природу творчества и выявляет наличие в искусстве «сольерианского рационального мастерства» и «моцартианского вдохновения».
Сальери самоотвержен, трудолюбив, влюблён в музыку. Он восхищён Моцартом, но его музыка - тяжёлый труд, бесконечное и мучительное совершенствование. Такое вот музыкальное ремесло, которое он «поставил подножием искусства». Моцарт же творит легко, свободно, не задумываясь, как поёт птица. Его музыка дарит наслаждение и творцу, и слушателю. Признавая существование двух типов художников, автор понимает неизбежную сложность их взаимоотношений. Мы видим, как Сальери завидует гению, искусство которого для него непостижимо: «Я завидую, глубоко, мучительно завидую…»
Существование Моцарта нарушает, по мнению Сальери, законы мироздания. Поэтому он «избран, чтоб его остановить – не то мы все погибли». Это толкает Сальери на преступление. Заповеди «не убий!» для него не существует. Почему? Он обосновывает свое право на злодеяние отсутствием правды не только на земле – «правды нет и выше». Отрицание Бога и сомнение в необходимости основных нравственных ценностей помогают Сальери вынести приговор и привести его в исполнение.
Для Моцарта же, как и для Пушкина, «гений и злодейство - две вещи несовместные». Поступок Сальери - тест на его гениальность и возможность считаться другом. А зависть и убийство становятся главными доказательства и человеческой, и творческой ограниченности Сальери.
Большой ребенок, искренний и веселый, Моцарт «верит мира совершенству», для него понятие дружбы свято. Мотив дружбы постоянно звучит в трагедии. Слова «дружба», «друг» произносят оба героя. Мы видим искренность, с которой Моцарт доверчиво тянется к Сальери, с удовольствием навещает его для дружеской беседы, готов отобедать с ним. Гений Пушкина помогает ему понять, что чуткий Моцарт может почувствовать душевное смятение друга. Но чистота его души, искренность чувств не позволяют оскорбить дружбу подозрением. Он поднимает бокал с отравленным вином со словами: «За твое здоровье, друг, за искренний союз, связующий двух сыновей гармонии» - и идет к фортепиано, чтобы сыграть «Реквием». Затем покидает трактир, почувствовав себя нездоровым. Такое построение сюжета выводит содержание маленькой трагедии за рамки темы уязвленного самолюбия, рождающего зависть. Он убеждает нас в способность гения предпочесть смерть измене дружескому доверию. «Это может казаться наивным до глупости, но вместе с тем благородно до гениальности», - так откликнулся С.Н.Булгаков, религиозный философ и писатель на пушкинский сюжет, в котором по-новому прозвучит тема дружбы.
В основе этого драматического произведения мотив несовместности гения и злодеяния прозвучит несколько раз. И начнет ее Моцарт, упомянув Бомарше, создавшего бессмертный текст «Женитьбы Фигаро». За минуту до отравления он вспоминает этого гения драматургии, чью жизнь сопровождали слухи об убийстве: «Ах, правда ли, Сальери, что Бомарше кого-то отравил?» И тотчас же сам отверг такую возможность. Сальери, оставшись один, задумчиво повторяет слова Моцарта: «Гений и злодейство две вещи несовместные. Неправда. А Бонаротти?» И приводит свои аргументы, вспоминая создателя непревзойденных творений – художника и скульптора Микеланджело, приказавшего распять раба, чтобы, наблюдая его страдания, точно изобразить их на картине.
Так заканчивает произведение Пушкина. Читатель вслед за автором остается на стороне абсолютной истины о том, творец любого вида искусства всегда на стороне добра, иначе он не гений. Эту убежденность поэт повторит еще не раз: «Оставь герою сердце! Что ж он будет без него? Тиран…»
Заключение
- Способность к убийству исключает Сальери из высокого ранга творцов. «Чувства добрые» лирой пробудить может лишь художник, на совести которого нет зла. Наивность и чистота души Моцарта - залог бессмертия его творений, переживших века.
- Небольшой драматический этюд Пушкина прочитывается на одном дыхании и оставляет долгое «послевкусие». О нем хочется сказать словами самой пушкинской трагедии: «Какая глубина! Какая смелость и какая стройность». Равнодушным маленькая трагедия не оставляет никого. Размышления о борьбе зла и добра в душе человека важны для всех. Но ответственность за победу «добрых чувств» у представителей искусства и литературы особенно значима. Жизнь и судьба автора «Моцарта и Сальери» тому подтверждение.