- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Мой любимый персонаж русского серебряного века
Школьники, которые посещают наш центр развития, знают, что у них есть возможность под руководством наших педагогов научиться не только анализировать литературное произведение, но и овладеть такой формой письменной работы, как эссе. Ниже мы предлагаем работу нашей ученицы, которую она выполнила в нашем центре развития на этапе подготовки к выпускному эссе. Предметом ее анализа стало творчество Н.Гумилева, представителя русского серебряного месяца, лирический герой поэзии которого может с полным правом стать любимым персонажем. Статья предлагает материал, намного превышающий объем выпускного эссе. Поэтому есть возможность выбора. Можно остановиться на персонаже стихотворения «Капитаны», можно проанализировать «Жирафа». Уместным станет включение фактов яркой биографии автора.
Среди мастеров серебряного века есть поэты, чьё влияние на молодых читателей было особенно значительным. К таким автором относится Н.С. Гумилев. Облик лирического героя его поэзии захватил современников. Для меня он – любимый персонаж серебряного века. Каков он?
Лирический герой Гумилева противопоставляет повседневности иной мир – яркий, полный приключений, мир свободного покорителя новых земель. Многие черты мироощущения гумилевского персонажа близки автору, чья биография меня восхищает.
Для меня Николай Степанович Гумилёв – самая яркая личность серебряного века. Поэт твёрдо решил «сделать себя» мужественным и неотразимым. Ведь начало жизни поэта не обещало подвигов: «Самый первый: некрасив и тонок, полюбивший только сумрак рощ». Худенький, болезненный с некрасивыми чертами лица и странно косящими глазами, мальчик твердо верил, что усилием воли можно изменить все. И удивлялся, что другие не замечают, как он хорошеет.
Мальчик был одержим мечтою о дальних восточных странах и пустынной Африке. Детскую комнату он переоборудовал наподобие морского дна: зеленовато-голубые стены с изображениями рыб, раковины, камни. Как только появилась возможность, Гумилев отправился в первое путешествие. Это была Африка. Потом он еще дважды совершит опасную поездку и привезет богатейшую коллекцию произведений искусства и быта. Мне кажется, что в стихотворение «Капитаны» он вложил частичку своей мечты и открыл читателю свое представление об идеале современного человека, которому хотел соответствовать. «Капитаны» - настоящий гимн человеку-хозяину своей судьбы, «кто дерзает, кто хочет, кто ищет».
Гумилеву удалось нарисовать образ сильного человека, которого влечёт мерцание далеких звёзд, ради которых он отвергает домашний уют. Ему интересны герои, стремящиеся навстречу приключениям, сулящим радость открытий и пьянящий вкус победы при достижении цели. Пусть на пути капитанов встают «клокочущие пены» океана, свирепые бури и неприступные скалы. Но они ведут «быстрокрылых» «по изгибам зеленых зыбей»… Какая великолепная аллитерация, рисующая звуковой образ коварного океана.
Крупным планом даются предметные подробности портрета главного персонажа стихотворения. В этих деталях нет и намёка на тяготы корабельного быта. На «трепещущем» капитанском мостике, сбивая модной тростью пену с высоких ботфорт, стоит джентльмен на рукавах камзола которого - «золото кружев розоватых брабантских манжет»… Но иным идеальный герой Гумилева быть не может. Но главное в капитане – бесстрашие:
Пусть безумствует море и хлещет,-
Гребни волн поднялись в небеса-
Ни один пред грозой не трепещет,
Ни один не свернёт паруса.
Мне кажется не случайным употребление в названии стихотворения множественного числа. «Они», а не «он» становятся любимыми персонажами Гумилева: «Разве трусам даны эти руки, этот острый, уверенный взгляд?» Автор уверен: поэтика странствий способна захватить многих! Слова мальстрёмы (опасные водовороты), фелуки (быстроходные парусные судна), фрегаты (крупные парусные корабли), «соль моря», «базальтовые и жемчужные» скалы звучат настоящей музыкой. И зовут нас взойти на палубу.
Кульминационные строфы стихотворения представляют капитана в момент противоборства – сначала с разъяренной морской стихией, а потом с матросской командой. Этот фрагмент стихотворения напоминает грандиозное живописное полотно. В центре его - сильный человек, вознесенный над стихией и толпой разъяренных матросов. Что произошло? Тяжелые будни корабельной жизни не всем по плечу. Кто-то разочаровался в цели, кто-то жаждал легкой добычи… Справиться с человеческой стихией ничуть не легче. Но мы уверены, что капитан, «бунт на борту обнаружив», усмирит команду и, отметив «иглой на разорванной карте» новый маршрут, вдохновит свою команду вновь развернуть паруса.
Меня завораживает стихотворение «Жираф», его нежная, проникновенная, очень искренняя интонация. Образ изысканного жирафа дробится в нашем сознании. Он как будто утрачивает свое прямое значение, становясь олицетворением то экзотической Африки, то таинственно-прекрасной души самого поэта. Недаром Гумилев когда-то сказал: «Сады моей души всегда узорны». Почему мне кажется, что главный персонаж этого произведения словно второе «я» поэта? Гумилева тоже не понимали и не принимали в «городе дождя и тумана». Особенно та, чьи «руки особенно тонки, колени обняв». Возможно, ей и не нужна его красивая сказка про озеро Чад, где изысканный бродит жираф: «Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя». Возможно, и он сам ей давно уже не нужен.
Но лирический герой не отступает. Он готов бесконечно рисовать пленительные картины экзотической Африки любимой женщине, чтобы научить радоваться красоте жизни:
Далеко, далеко на озере Чад изысканный бродит жираф.
….Вдали он подобен цветным парусам корабля.
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Как можно не испытывать восторг при виде подобного чуда? Неужели сказочная прелесть «прекрасного далека» оставит ее равнодушной?
Лирический герой Гумилева не только отважен, как капитан, но лиричен и нежен, а его сказка романтически прекрасна, как клочок света, чуда, противостоящий серому пейзажу охваченного дождем Петербурга. Неужели она не поймёт, как много Гумилёв успел рассказать о себе? Неужели не оценит «грациозную стройность и негу», волшебный узор на шкуре, « с которым ровняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озёр»?
Рефрен двух финальных строк стихотворения организует особую музыку стиха и акцентирует наше внимание на слово «послушай!» Не слышит. Плачет.
Что же должны чувствовать капитаны, когда на «суше» происходят грандиозные события?
В 1914 году Николай Гумилёв становится добровольцем лейб-гвардии уланского полка. Иначе Гумилёв-капитан поступить не мог. За участие в смертельно опасных боях будет награждён двумя Георгиевскими крестами. Он остался верен своему поэтическому идеалу.
Октябрьский переворот 1917 года застает Гумилева в Европе. Но при первой возможности он прибывает в Петроград. В характере поэта сочетались доверчивость и безбоязненная дерзость, с которыми он принял новый строй. В августе 1921 года он был арестован ЧК по обвинению в соучастии в заговоре и приговорён к расстрелу. Только спустя годы стали известны подробности этой расправы со слов одного большевика:
« Знаете, шикарно умер. Улыбался, докурил папиросу…. Мало кто так умирает...»
Путь произведений Н.С.Гумилева к читателю был долгим. Только в 80-е годы прошлого столетия его вновь стали печатать. Теперь новые поколения читателей находят в его строчках то, что лирический герой неизменно проявлял, – стойкость, мужество, спокойную силу. И примеряют маршруты его капитанов к своей линии жизни.