- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Размышления над стихотворением М.Цветаевой «Ошибка»
Наш центр развития продолжает публикацию материалов, которые нам предоставляет для раздела «Школьникам и выпускникам» А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный. Сотрудничество нашего центра развития с этим прекрасным педагогом дает возможность ученикам и родителям получить исчерпывающую информацию по интересующей их теме. Аналитическое чтение стихотворения М.Цветаевой «Ошибка» предлагается ученикам 8 класса в разделе «Мечты и реальность» и входит в суммативное оценивание как раздела, так и четверти. Данная статья обращена к вдумчивому читателю, который стремится к глубокому постижению поэтического текста.
М.Волошин, поэт серебряного века, близкий друг М.Цветаевой, после знакомства с ее первым сборником стихотворений «Вечерний альбом» (осень 1910 г.), написал:
- Согласны ли вы с оценкой первого сборника стихов Цветаевой?
- На какие особенности поэтического почерка Цветаевой обратил внимание блистательный автор стихотворений, виднейший деятель серебряного века?
Обратите внимание на название стихотворения
Заглавие может быть
- нейтральным (указывать на образ или тему произведения);
- художественно значимым, выражающим проблематику
или авторскую позицию.
Нередко заглавие – многозначительный художественный образ, смысл которого раскрывается по ходу произведения.
На что указывает название «Ошибка»? Докажите свою мысль.
Стихотворение М.Цветаева назвала «Ошибка». Сразу приходит мысль о грамматической ошибке, досадной, может быть, случайной. Прочитав стихотворение несколько раз, мы отбрасываем это мнение как наивное и недостойное.
- В словаре С.И.Ожегова слово «ошибка» трактуется (объясняется) как «неправильность в действиях, мыслях»;
- у В.И.Даля как «ошибочный поступок, … невольное, ненамеренное искажение чего-нибудь»;
- в словаре синонимов З.А.Александровой синонимический ряд дает широкий взгляд на слово: «ошибаться, заблуждаться, иметь неверное представление о чем-либо, обманываться, идти по ложному пути; составить себе неверное мнение о ком - о чём; неправильность».
Определим тему (о чём?)
- Об ошибке, заблуждении
Идея (главная мысль)
- Любовь - ошибка
Художественные образы
Образы из мира природы | Лирическая героиня |
Образ снежинки, превращающейся в слезинку при соприкосновении с рукой |
Образ лирической героини (тождествен автору), ее легкость и воздушность |
Образ медузы, теряющей прозрачность и погибающей от прикосновения рук |
Нежность, чувствительность и беззащитность героини. Образ ее мечты |
Образ мотыльков-скитальцев |
|
Лирическая героиня, как объект мечтаний лирического героя, необыкновенна: нежная, чувствительная, яркая – воплощенная мечта |
Стихотворение начинается с описания красоты Божьего мира, который Цветаева воспринимает как чудо.
- Вот снежинка – легкая, воздушная, сравнивается со звездой. Мы словно ощущаем скольжение звезды-снежинки по небосклону – невероятно плавное, текучее, неуловимое. Но прикосновение руки (даже слабое) превращает снежинку в слезинку – очень говорящий образ! Утрачены волшебные формы, пропала легкость, воздушность, грациозность движения.
Вернуться к своей первозданности снежинка не в силах; капелька воды, даже из прекрасной снежинки, на холоде превратится только в льдинку, твердую и бесформенную: красота порушена – и вернуть ейвоздушность никому не дано…
Перед нами открывается трепетный внутренний мирлирической героини. Он полностью совпадает с духовным миром юного автора – М.Цветаевой. Потрясает ее чуткость к красоте, зоркостьк окружающему миру. Душа её светлая, тонкая, чистая – хрустальная.
Нам открываются и изящество, и мудрость, и философичность мысли юной поэтессы. Ведь не случайно она изображаетгибель снежинки: всем сердцем чувствует неминуемое разрушение от даже осторожного прикосновенияк чему-то высокому и возвышенному.
- Во второй строфе Цветаева создает невероятный образ медузы. Строится он по такому же смысловому и композиционному рисунку, как и в 1 строфе.
Пленительная прозрачность вмиг исчезает. Медуза утрачивает свои краски, бледнеет («поблекнет красота») от нечаянного прикосновения («её коснемся мы капризом рук») и «погибнет вдруг». Здесь используется цветопись: прозрачность (чистота, незамутненность) «блекнет», т.е. теряет свежесть и яркость. В очередной раз мы поражаемся точности в выборе слова.
- В 3 строфе мы видим (!) чудо – мотылька-скитальца. Мотылек – это небольшая бабочка. Он привлекает внимание своими чудными красками, яркими, радостными; узорами неистощимой красоты, подаренными матушкой-природой. Цветопись создает контраст между мечтой, грёзой (живым мотыльком) - и «земной былью»: на наших пальцах остается от мотылька «раскрашенная пыль», «освещенная зарей».
Как часто в детстве мы гонялись за бабочками! Нас приводили в восторг праздничные краски и необыкновенные узоры этих небесных созданий. Когда сбывались желания и бабочка оказывалась в ладошках, мы понимали, как она хрупка и легко ранима. Возникало чувство вины за то, что она больше не может летать. В стихотворении Цветаевой красота, очарование, сказочное волшебство «скитальца» рушатся от соприкосновения. И вернуть ничего нельзя.
Схема композиции первых трех строф. Проследим заперемещением образов в пространстве и развитием поэтической мысли
Почему Цветаеванастойчиво повторяет из строфы в строфу одну и ту же мысль и одинаково строит первые 3 катрена?
- Вероятно, эти мысли очень важны для нее. Нарочитые смысловые и композиционные повторы в первых трех строфах, называемые параллелизмом, создают единую картину природы, которая очень напоминает мир людей, человеческих отношений. Думаем, что в плену этих мыслей и душа поэта.
Повторы, таким образом, уточняют, углубляют, укрупняют, усложняют поэтическую мысль.
И возникает поэтический образ мечты. Нам кажется, что мы хорошо знаем значение этого слова. Однако обратимся к словарю В.И.Даля, чтобы глубже и точнее понять его. К постижению смысла слова пойдем от слова «мечтать»: «играть воображением», «предаваться игре мыслей», «воображать», «думать», «представлять себе то, чего нет в настоящем», «считать звезды» … «грезить».
У романтически настроенной Цветаевой-гимназистки мироощущение связано с мечтами, со стремлением к идеалу, высшим духовным ценностям, к исключительности. Из биографических материалов мы знаем, что она любит одиночество и предпочитает его общению. Но и мечта у нее воздушная, чистая, прозрачная, хрустальная, кристальная, чистая, как слеза, ясная, высокая, возвышенная, нежная, яркая – и в то же время хрупкая, очень ранимая. Синонимический ряд указывает на тончайшие оттенки этого слова.
Именно на хрупкости и ранимости мечты автор сосредоточил свою мысль. Звучит мольба-требование лирической героини:
«Оставь полет снежинкам с мотыльками и не губи медузу на песках». С невероятной страстностью Цветаева предупреждает: мир мечты тоже легко рушится от прикосновения.
Троекратно повторенное слово «нельзя» - табу! Эмоции поэта «зашкаливают»:
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Ибо утрачивается свет мечты от неверного шага, разрушается возвышенный строй души.
Вы, вероятно, обратили внимание на появление слов, достаточно жестких для поэтического лексикона – «хватать руками» - их невозможность быть рядом со словом «мечта». Уточним значение слова «хватать» через синонимический ряд: схватывать, ухватывать; цапать, лапать (прост). Контраст тактильных образов – «прикасаться» - дотронуться слегка и -
хватать, ухватывать и даже цапать – объясняют: нельзя возвышенную мечту низвести до приземленной, разрушить ее, перечеркнуть краски божественной силы. Вот почему произнесенное в третий раз слово «нельзя» звучит как набат, как тревожный удар колокола, предупреждающий о грозящей опасности: нельзя требовать то, чего нет, нельзя требовать невозможное. Сердцу нельзя приказать – «нельзя грусть зыбкую (колеблющуюся, неустойчивую) превратить по команде в страсть, в безумство.
Любовь Чародея (мы уверены, что речь идет о человеке – слово написано с большой буквы) героиня называет ошибкой: это как раз тот самый «неверный шаг», заблуждение, губящие мечту, мир душевных переживаний, атмосферу высокого. Этот духовный строй мыслей, чувств, переживаний, отношений невозвратим.
Желая смягчить ответ-отказ, сочувствуя мыслям Чародея, поддерживая кумира-гения, она выводит формулу своего отношения к миру, к людям: «… но без любви мы гибнем». Нельзя запретить любить…
Всего через два года в Коктебеле у поэта Волошина Марина встретит человека, любовь к которому пронесет через всю последующую трагическую жизнь. Хотя много будет увлечений, отношений с другими (книжных, романных, реальных), но всегда будет возвращаться к своему мужу, Сергею Эфрону.
«Увлечений много – любовь одна до конца».
Через последние строфы несказанной эмоциональности мы увидим новые черты духовного облика лирической героини: открытость, смелость, ясновидение, мудрость, честность, высоту и чистоту, равную, по словам Цветаевой, совести – нравственному эталону, которым будет поверять сделанное; твердость, взрослость (в отличие от Чародея), сочувствие к людям, душевную тонкость и стойкость. А ей всего 16 лет… Безмерность абсолютная…
- Образ Чародея – человека, несомненно, близкого духовному строю Цветаевой, ее мыслям и переживаниям; захлестывающий лиризм (тройная мольба) убеждают читателя в том, что лирическая героиня, да и любящий ее Чародей ощущают утрату чего-то значимого и важного, внезапно ускользающего.
Откроем «тайну» Чародея.
Посвящение произведения определенному лицу – очень важный факт в понимании смысла.
Это совершенно реальный человек в судьбе Цветаевой. Здесь мы должны сделать оговорку: в стихотворении «Ошибка» описываются факты из жизни героини. Это как будто страничка, выпавшая из дневника. Дневниковость – это характерная черта цветаевской стилистики. Отважиться на публикацию фактов своей жизни, жизни души и сердца – необыкновенная смелость.
Чародей – это Эллис (Л.Л.Кобылинский), знаток мировой поэзии, историк литературы, значительный поэт, литературный критик и философ символизма, по совместительству еще и гувернер двух осиротевших девочек-сестер Марины и Анастасии Цветаевых. Мама 2 года назад умерла, папа в длительной командировке в Каире.
Образ Чародея встает со страниц юношеской поэмы Цветаевой «Чародей», написанной в 1914 году. Поэма дает ответ на вопрос, чем был Эллис для девочек. Процитируем наиболее значимые строки:
- «Был нам всем среди людей…»
- «… мы пламенно его любили»
- «Наш первый и последний.
И нам принадлежащий весь».
- «За него себя погубим,
А он за нас…»
- «О всем, что в мире несказанно,
Он говорит…»
- «Как жизнь прелестна и проста!
Нам ровно 30 лет обеим:
Его лета…»
- «14+16 лет!»
- «Без думы о насущном хлебе,
Живущий – чем и как, - Бог весть!
Не знаю, есть ли Бог на небе?
Но, если есть –
Уже сейчас, на этом свете,
Все до единого грехи
Тебе отпущены за эти
Мои стихи».
«С тобою раздвигались стены
В иную жизнь…»
В финале поэмы «Чародей» звучат особенно трогательные строки:
Где б ни сомкнулись наши веки,
В безлюдии каких пустынь –
Ты – наш и мы – твои. Во веки
Веков. Аминь.
В поэме образ Чародея получил свою законченность.
Материалы Феодосийского музея Марины и Анастасии Цветаевых подтверждают, что именно Чародей первым открыл и оценил поэтический талант Марины. Именно он, по ее словам, «один из самых страстных символистов, гениальный человек», открыл сестрам мир современной поэзии, с ее идеями и спорам
поэтов-символистов, ввел Марину, еще гимназистку, в «московский литературный круг, в самом центре которого протекала его жизнь». Эллис познакомил ее с поэтами серебряного века – Брюсовым, Волошиным, Белым, помог в подготовке первого сборника стихов «Вечерний альбом». Марина смогла печататься в издательстве «Мусагет» - центре литературной и умственной жизни Москвы; участвовать в семинарах Брюсова и Волошина. Иными словами, он открыл ей двери в поэтический космос, который поглотил ее всю.
Поэтому-то он и стал Чародеем, близким другом, которому можно поведать обо всем.
«Чары» – по В.И.Далю – волшебство, колдовство, обаяние, кудесничество. Словарь синонимов Александровой дополняют наше понимание через синонимический ряд слова «очаровать»: зачаровать, околдовать, заворожить, пленить, покорить, свести с ума. Сравните: «восхитить» - «увлечь».
Таким образом, Чародей – «волшебник и маг», «чудодей», «волхв» и «кудесник».
О Чародее мы теперь знаем достаточно. Осталось понять, о какой ошибке идет речь в стихотворении.
Дружба Эллиса и Марины оборвалась неожиданно. Чародея обвинили в том, что он вырезал страницы из книг в читальном зале Румянцевского музея. Разразился скандал. Марина и Ася были уверены, как и А.Белый, в том, что в «творческой лихорадке» Эллис перепутал свои книги с казенными. В знак поддержки своего друга она пишет стихотворение «Бывшему Чародею», считая, что такому человеку «можно раскрасть хоть полмузея».
Она так страстно и горячо заступалась за Эллиса, что он принял ее защиту за признание в любви. Он сделал Марине предложение. Ответом послужило стихотворение «Ошибка»: - грустный и отрицательный ответ.
В 1914 году Эллис за границей печатает свой сборник «Арго», в котором стихи, посвященные Марине и Асе, стоят рядом со стихами Блоку.
Марине Цветаевой в период создания сборника «Вечерний альбом» - 15-17 лет. Стих еще незрелый, но какой искренний, открытый, свежий, девический – и по-девически сентиментальный, с неповторимой интонацией, ритмом – «фортепианный», как назвал И. Бродский. Нет подражательности. Самобытность во всем. Стихи – пока! – «льются», а не «рвутся». В них – вся ее душа, не знающая меры.
Она на пороге поэтического взлета: душа-то «родилась крылатой», она «жаждет сразу всех дорог». «Тайный жар» души увлек ее за собой. 1914 – рубежный год в судьбе М.Цветаевой. Закончатся счастливые и относительно благополучные годы жизни. Начнется суровая жизнь. И стихи станут по-взрослому суровы.
Каким образом литературные приёмы и художественные средства
позволяют Цветаевой раскрыть идею стихотворения «Ошибка»?
Цитаты | Средства изобразительности | Смысл их использования |
Первые три строфы |
Метафора, параллелизм (смысловой и композиционный) |
Нарисовать целостную картину мира природы по аналогии с миром людей. Усилить эмоциональную напряженность |
«Нельзя мечту свою хватать руками, нельзя мечту свою держать в руках» | Риторическое обращение | Эмоциональное усиление мысли лирической героини |
Чародей | Метафора | Раскрыть качества поэта-гения и его роль в жизни Цветаевой |
«притронуться» - «хватать» | Контраст двух тактильных образов | Как нечто несовместимое, невозможное |
Цветопись | Глубже и полнее охарактеризовать образы медузы и мотылька | |
Мотылек-скиталец | Эпитет |
Эмоциональность. Углубление художественного образа |
Снежинка … как звездочка, упавшая слезинкой; Медуза, как пленник, «капризом рук» |
Сравнение | Тонко, точно, поэтично рисует образ из мира природы |
Ошибка | Название | Помогает понять идею стихотворения и авторскую позицию |
Эллису | Посвящение | Помогает понять идею |
Компоненты художественного мира
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»