- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
А.С.Пушкин. «Медный всадник» - 1
Опыт анализа лироэпического произведения
Дополнительные занятия по литературе в нашем центре развития включают в себя работу над произведениями из раздела «Внеклассное чтение». Обращение к поэме А.С.Пушкина «Медный всадник» помогает школьнику приобрести бесценный опыт аналитического чтения поэтического произведения небольшого объема. По итогам этих занятий мы обычно публикуем рабочие материалы уроков, которые могут помочь заинтересованным читателям овладеть средствами и приемами анализа классического произведения. Слайды содержат материал из ресурсной базы нашего центра развития и в качестве презентации публикуются в конце статьи. Автор иллюстраций к поэме – Бычков Михаил.
Пушкинская философия истории и его взгляд на природу власти важны не только для представления о мировоззрении поэта. Их актуальность для современного читателя неоспоримы. Но они только откроются вдумчивому читателю поэмы «Медный всадник». Это произведение, осмысляющее парадоксы исторического пути России, наполнено потаенными смыслами, которые непросто разгадать. Но тем интереснее приступать к освоению одного из самых сложных произведений поэта.
Пушкин называет свою поэму «петербургской повестью», которая начинается с великой и торжественной оды. И в этом столкновении повествовательного сюжета с ликующим гимном начала поэмы в пространстве одного лироэпического произведения уже содержится конфликт, который требует осмысления.
Приступаем к чтению и обсуждению «Вступления».
«На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел…» Размышляем, почему Петр 1 не назван по имени, а вместо названия лица поэт употребляет личное местоимение. Каково пространство, в которое помещен император? Почему волны «пустынные»? Выражение «вдаль глядел» емко по своему смыслу и указывает на даль и пространства, и времени.
Отмечаем, что описание мрачного пейзажа, представшего перед взором Петра 1, построено на переносах, что придает этому фрагменту бытовую, прозаическую интонацию. Тем контрастнее прозвучат мечты о прекрасном городе. Стиль повествования меняется. «На смену повествовательной интонации приходит стилистика оды» (И.Н. Сухих).
Главный замысел грандиозен: «Здесь будет город заложен». Он станет символом новой России и окном в Европу. Чудом, сотворенным тяжелым трудом «молодой нации, поднявшейся на новый рубеж своего всемирно-исторического бытия» (Г.П. Макогоненко).
Пушкин не останавливается на процессе строительства новой столицы. Он сразу показывает результат дум великого преобразователя, совершив бросок через время: «Прошло сто лет…» Это быстрый переход от замысла к его осуществлению подчеркивает неколебимую волю царя и выполнение его предначертаний. На небольшом пространстве поэмы Пушкин создает удивительную картину волшебного появления города.
Образ построенного Петербурга станет главным действующим лицом поэмы. Красивым и торжественным во вступлении. Мрачным и трагическим – в основной части произведения. «В.Г.Белинский: «Настоящий герой ее - Петербург».
Важно отметить, что чеканным строчкам гимна прекрасному городу придан оттенок личной интонации. Их связывает слово «люблю», объединяющее четыре разноплановых картины столицы, которые дороги автору. Он сделал именно эти объекты предметом восхищения, а себя – частью этого грандиозного и в то же время прекрасного полотна.
На нем последовательно сменяются живописные фрагменты, «похожие на эпизоды кинофильма, в каждом из которых есть свой конфликт» (И.Н.Сухих).
Город белых ночей
Прекрасные архитектурные ансамбли особенно хороши в сумраке белых ночей безлюдного города, в которых рождается пушкинское вдохновение.
«Твоих оград узор чугунный…»
Причудливые кружевные плетения оград опоясывают петербургские парки, отражаясь в воде у набережных и мостов. Поражает искусство мастеров, сумевших из тяжелого и хрупкого чугуна отлить тончайшие прожилки на перилах Певческого моста, а решетка Летнего сада… Её безупречный рисунок особенно отчетливо виден осенью, когда опадает листва деревьев.
И, хотя поэт не всегда уточнял времена года сменяющихся картин, можно предположить, что сумрак белых июньских ночей сменяет осень. На смену ей спешит зима. И на этот факт есть прямое пушкинское указание. И завершает все ликование вешних вод.
«Люблю зимы твоей жестокой…»
На смену осени спешит зима с ее масленичными забавами на льду Невы. Река в этот период напоминала улицу, по накатанным колеям которой мчались сани.
Зимы во времена Пушкина были жгуче морозными. У Зимнего дворца традиционно сооружали горки, похожие на диковинные здания. Вокруг носились конные сани и кареты на лыжах, скакали всадники.
«Люблю воинственную живость…»
Финальная картина гимна городу звучит особенно торжественно. Взгляд поэта переносится на Марсово поле. Это площадь военных парадов. Петр 1 сделал салют обязательной частью этих действий. «Люблю, военная столица, твоей твердыни дым и гром…»
В интонации поэта мы слышим гордость за военные успехи – следствие свершившихся перемен.
В последнем ликующем аккорде вступления «поэт отождествляет себя с этим величественным городом, его основателем и всей Россией» (И.Н. Сухих).
(продолжение следует)
Центр развития «Бемби»