- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
В Петербурге Достоевского
(по страницам романа «Преступление и наказание»)
Десятиклассники приступают к изучению романа в третьей четверти. На дополнительных занятиях в нашем центре развития мы стараемся помочь ученикам в постижении сложного мира произведений Достоевского. Искусство медленного чтения ключевых глав «Преступления и наказания» поддерживается работой над слайдами, на которых в сжатом виде представлена информация, о которой шла речь на занятии. Тетрадь форматом А4 ПОСТЕПЕННО заполняется распечатками слайдов. Они становятся основой для устного или письменного высказывания ученика на данную тему.
Цель занятий – показать особенности организации пространства Петербурга, в котором каждая деталь поэтики рисует мир униженных и оскорбленных, которым «некуда пойти».
При чтении ключевых эпизодов обращаем внимание на то, что в изображении города писатель использует художественный метод, который называют «фантастический реализм». Достоевский нередко отступает от принципа правдоподобия, обостряя, преувеличивая, сгущая. При этом внешнее неправдоподобие сочетается с глубокой внутренней достоверностью. Он писал: «У меня особенный взгляд на действительность в искусстве. То, что большинство называет фантастическим, для меня составляет самую сущность действительного».
«Люблю тебя, Петра творенье», - повторил в задумчивости Достоевский пушкинский стих. И тут же опроверг: «Нет, не люблю». Почему?
Какими вы видите улицы, по которым бродил Раскольников? Каково ваше ощущение, когда входите в трактир, затем в комнату, где живут Мармеладовы? Что больше всего поражает вас в отношениях людей друг к другу?
Дома на улицах теснятся длинными сплошными рядами. Это доходные дома, предназначенные для сдачи внаем многочисленным жильцам. Здесь жили слесари и белошвейки, портные и сапожники, мебельщики и часовщики. Владельцев интересовало только одно: вместить как можно больше жильцов. Поэтому такие дома с небольшими комнатушками были густо заселены. Улицы короткие, узкие, упираются одна в другую под различными углами, напоминающими тупики. Картины городских тупиков сменяются повествованием о жизненных тупиках, в которые попадают персонажи романа.
За низкими, давящими сводами ворот открывается система дворов-колодцев, куда не проникает солнце. Непроницаемые грязные стены подчеркивают безнадежность существования живущих в них людей.
Город, изображенный писателем, бесчеловечен, враждебен людям. Уже первая фраза романа – своего рода зерно, заключающее в себе многие зачатки смысла… Каморка Раскольникова, которую он «нанимал от жильцов», похожая не то на шкаф, не то на гроб, - символ крайней неустроенности героя, У него не только нет своего жилья, но он нанимает у тех, кто сам снимает. Апофеоз бездомности. Так же живут другие персонажи романа. Детали описания комнат помогают почувствовать атмосферу духоты, тесноты, безысходности, в которой живут герои. Жилище Сони так убого, что даже Раскольников скажет ей: «Я бы в вашей комнате по ночам боялся». Каморка-шкаф- конура-гроб-угол – вот среда обитания героев. «Здесь нельзя ни встать, ни как следует дышать, а лишь одно положение может занимать персонаж – горизонтальное… Поэтому бегут они, притягиваемые неведомой силой в какую-то только им известную точку пути».
На улице под колесами щегольского экипажа погибает Мармеладов. На глазах Раскольникова женщина, стоявшая возле него на мосту, пытается покончить жизнь самоубийством. Чахоточная Катерина Ивановна, задыхаясь и кашляя кровью, обезумевшая от оскорблений, устраивает нечто вроде демонстрации нищеты, заставляет своих детей петь и танцевать на потеху толпе. И здесь же падает замертво.
Образ приснившейся Раскольникову замученной, надорвавшейся от непосильной ноши клячи, которую секут по глазам и забивают до смерти, – один из ключевых. В этом страдальческом сне как бы сосредоточены судьбы всех замученных людей, которые возникают в романе. Слова Катерины Ивановны, перед смертью перекликаются с этим сном: «Уездили клячу! Надорвалась!»
Улицы полны народу и того особенного шума, который способен только усилить впечатление неблагополучия. Характерен угар пьяных песен, который Раскольников слыша каждую ночь под своим окном. На улицах раздаются звуки шарманки. Мармеладова окружают пьяные люди, поющие уличные частушки. В трактире мы замечаем «среди хохота и визгов кто-то отчаянно отплясывал, выбивая такт каблуками. Но «эта музыка – не музыка». Эти звуки, вписанные в общую ткань повествования о городских трущобах, оттеняют главные краски картины, заставляют почувствовать атмосферу улиц, прилегающих к Сенной площади.
Эта площадь имела какую-то особенную притягательность для Раскольникова. На Сенной площади находился главный рынок столицы, поэтому народ толпился с утра до позднего вечера. Здесь торговали съестными припасами, сеном, дровами, скотом. Площадь убиралась очень редко, поэтому постоянно была покрыта отходами. В воздухе пахло гнилью. Долгое время эта площадь была местом публичных наказаний.
Покаяние свое Раскольников произнесет на этой площади. Сюда он придет, помня слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, скажи всему миру вслух: «Я убийца».
В Столярном переулке, где жил Раскольников, 16 домов и 18 распивочных. «Так что желающие не имеют никакой необходимости смотреть на вывески: входи в любой дом – везде найдешь вино… Нестерпимая вонь из распивочных, и пьяные, поминутно попадавшиеся, несмотря на буднее время, довершали отвратительный и грустный колорит картины».
В трактире автор позволит Мармеладову рассказать всем – не только Раскольникову! – как и почему его дочь не могла не стать проституткой. «Для этого нужно было горькое, устремленное К предельному обнажению безысходности, проникнутое болью за человека дарование Достоевского. Такой степени обнажения горя, стыда и ужаса жизни человечества редко достигала мировая литература» (В.Б.Мураьев).
Каждое слово исповеди Мармеладова находит отклик в душе Раскольникова, думающего о судьбе своей сестры: «Много ли может, по-вашему, бедная, но честная девица честным трудом заработать?»
Слово «деньги» в романе в романе звучит часто. Характерны крошечные суммы, которые всегда точно обозначены автором: горсточка меди, три копейки за письмо, пятнадцать копеек, двугривенный, рубль пятнадцать… Максимум для Раскольникова: он «протянул Заметову свою дрожащую руку с кредитками – красненькие, синенькие, двадцать пять рублей». Это деньги, присланные матерью. Его бескорыстность и щедрость проявляется в том, как он распоряжается своими скудными средствами. На деньги, присланные матерью, совершаются поминки Мармеладова, покупается грошовая одежда, раздаются пятаки, медяки. Те персонажи, кто ничего не имеет, мечтают о больших деньгах, но не для себя, а для ближних. Раскольников хочет спасти человечество. Дуня решается выйти замуж за Лужина, чтобы помочь брату. Соня идет на улицу, чтобы прокормить семью.
Лестница, по которой каждый день ходил Раскольников, узкая, крутая, темная, с полукруглыми проемами. Стоптанные каменные ступеньки вели под самую кровлю. В доме старух-процентщицы «лестница темная и узкая, черная». В полицейской конторе «была узенькая, крутая и вся в помоях. Все кухни всех квартир во всех четырех этажах отворялись на эту лестницу и стояли так почти целый день. Оттого была страшная духота».
В организации пространства Петербурга Достоевского двери занимают особое место. Дверей много: они открываются и закрываются, какие-то заколочены наглухо или просто закрыты. «Принцип закрытой двери и есть основной принцип пространственной упаковки событийного ряда в литературе Достоевского. Закрытая дверь – граница между слышимым и неслышимым; человеческие связи прерваны». (В.Подорога).
Порог, прихожая, лестничные площадки получают в романе значение точки, где совершается кризис. Раскольников живет буквально на пороге, поскольку его узкая комната выходит прямо на лестницу. Дверь он не запирает. В этом «гробу» нельзя жить – здесь можно принимать последние решения. На пороге – в проходной комнате, выходящей на лестничную клетку, - живет семья Мармеладовых. На пороге беседует с Соней, а по другую сторону их подслушивает Свидригайлов.
«Преступление – это как пре-ступление порога (перейти черту). Пре-ступить – это значит перейти через то, что мешает или ограничивает, что препятствует.
Заходящее солнце – постоянный образ романа, образ тревоги и смятения. Раскольников видит заходящее красное солнце во время своего пробного визита к старухе-процентщице. Снова и снова автор будет напоминать о невыносимой жаре и духоте. «А где тут воздухом дышать? Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек».
«Воздуху! Воздуху! Воздуху!» - произнесет Свидригайлов странные слова. И Порфирий Петрович скажет: «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху!»
В момент краткого нравственного прозрения после сна о лошади Раскольников почувствует себя тихо и спокойно, а потом над Невой увидит «яркий закат яркого красного солнца». И тотчас произойдет роковая встреча с Лизаветой, подтолкнувшая его к преступлению.
В ходе расследования Порфирий Петрович, зайдя к Раскольникову в его гроб-каморку, скажет: «Станьте солнцем, вас все и увидят. Солнцу надо быть солнцем». Не случайно в день воскрешения его души снова зазвучит тема солнца. Вместо ночных кошмаров – раннее весеннее утро. Вместо гроба – залитый солнцем простор. Но это другое солнце, обливающее необозримую спеть, где царствует свобода, увидит Раскольников только в эпилоге.
Достоевский редко использует цветовые определения. Поэтому постоянное упоминание о господстве желтого цвета в описании Петербурга не случайно. Роман создан с использованием фактически одного цвета. Желтый фон – великолепное дополнение к драматическим переживаниям героев. Он усиливает атмосферу нездоровья, надрыва, болезненности. На создание такой атмосферы «работает» и слово вдруг.
Почти все персонажи - «бывшие». Раскольников – бывший студент, Мармеладов – бывший чиновник, Соня – бывшая барышня, малыши Катерины Ивановны – бывшие дворянские дети. Нет ни одной целой семьи, почти все люди – осиротевшие обломки распавшихся семей. На бульварах, мостах, улицах Петербурга Достоевского непрерывно разворачиваются повседневные, а потому еще более чудовищные трагедии.
Тема Петербурга связана с главной темой романа – темой преступления. Именно в этом городе Раскольников попал под «наваждение» своей теории. А его духовное выздоровление начнется вдали от Петербурга.
Центр развития «Бемби»