- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Если Ваш ребёнок – первоклассник
В нашем центре развития в группе по подготовке к школе дети занимаются по специально разработанной программе, которая формирует необходимый набор навыков и умений, благодаря которому наши выпускники всегда успешные первоклассники. Но если у детей не было опыта занятий в группах предпредшколы, на первых порах возникают проблемы с выполнением различных заданий. Внимательные родители стремятся помочь, но не всегда знают, как это сделать. Подобные проблемы возникают и у родителей первоклассников, если дети не проходили специальной подготовки к школе. Мы попросили нашего педагога, Светлану Николаевну Кузнецову, ответить на наиболее часто встречающиеся вопросы.
Современные родители пытаются вникнуть во все мелочи обучения их первоклассников или группы по подготовке к школе. И это неплохо. Но есть ряд вопросов, которые задаёт примерно каждый третий. А ответы может знать только учитель. Но не всегда есть возможность необходимую консультацию. И родители начинают паниковать. Или делают совершенно не те выводы, заставляя ребёнка выполнять бесполезные действия, а после расстраиваются: «Ну как же так? Ты же столько всего сделал. А ничего не запомнил». И закрадываются сомнения: а всё ли в порядке?
Давайте попробуем разобраться.
Вопрос 1. Мой ребёнок не может запомнить буквы. Учим, учим, вроде помнит, а через час спросишь – забыл.
На самом деле запомнить абстрактные понятия некоторым детям очень сложно. Как можно просто так выучить все эти палочки и крючки в соединениях, если раньше ничего подобного не приходилось делать? Если ещё лет 20 назад ребёнок спрашивал: «Что такое зебра?», взрослые ему объясняли: «Это лошадь в чёрно-белую полоску». И ребёнок всё это мог представить, потому что другого выхода не было. Что делают сейчас, отвечая на этот вопрос? Правильно, ищут в Интернете видеоролик. А тут нужно запомнить непонятное сочетание линий, причём за короткий срок. Не всем под силу.
Но ребенку можно помочь. Как только первоклассник или ученик группы по подготовке к школе освоил первые 5-7 букв, можно начать выполнять следующие упражнения.
- Сначала под Вашу диктовку пусть напишет строчку изученных букв. Если не помнит букву, подскажите. Строчка может выглядеть примерно так:
АОУЫИМАМЫИОАОАМУОУОАЫИАМИАЫУО
А теперь пусть прочитает то, что написал. Опять же, если забыл один раз букву, подскажите, пусть повторит и читает дальше. Так как все буквы повторяются и расположены в разном порядке, то он непременно запомнит к концу строки.
Это упражнение делайте несколько раз в день. Или хотя бы один раз, но ежедневно. Затем, когда он изучит новую букву, включите и её, но и изученные не убирайте. Например, так:
ААОНУЫИМНАМЫИОАОНАМУОУОАЫНИАМИАЫУНО
Когда ребёнок изучит около 14 букв, можно, добавляя новые, отсеивать из строчки хорошо изученные.
Или, если Вы замечаете, что буквы О, А, И не вызывают затруднений, а буквы Ы, М и Н никак не может запомнить, составьте строчку только из «сложных» букв, иногда «разбавляя» одной из хорошо знакомых.
Например,
ЫЫЫЫМНОМНМНЫНННАЫМММЫЫЫЫЫНМ
Очень важно: нужно, чтобыэто было не от случая к случаю, а регулярно.
- Откройте любую книгу и попросите показать на странице все буквы А. Лучшим вариантом будет журнал или газета, но нужно, чтобы размер шрифта был соответствующим. Тогда можно не просто показать букву, а подчеркнуть её.
Предложите посчитать, сколько в этом абзаце букв Ы.
И так далее.
Важно, что бы ребёнок несколько раз показал букву, произнёс соответствующий звук. Тогда есть большая вероятность, что путём многократных повторов он всё же запомнит её.
И регулярно читайте слова из изученных букв. Запишите сами, например, простейшие МАМА, СИМА, САНИ, МИНА. Если ребёнок забыл букву – подскажите ему, и пусть продолжает. Абстрактно запомнить ему сложней, чем в слове.
Вопрос 2. Мой ребёнок неправильно держит ручку. Что делать?
Вообще навык держать в руках ручку или карандаш закладывается намного раньше прихода в школу. И если Вы просмотрели этот момент несколько лет назад, то сейчас учитель вряд ли что может исправить. Потому что он сделает замечание, отойдёт - и ребёнок опять привычно берёт карандаш/ручку так, как ему удобно. Здесь могут помочь специальные насадки. В них есть отверстия для пальчиков, и взять карандаш/ручку неправильно очень проблематично.
Кроме этого, необходимо следить, чтобы ребёнок сидел прямо, не наваливаясь грудью на парту, слегка наклонив голову, а не согнувшись над тетрадкой.
Сейчас многие склоняются к тому, что держать карандаш/ручку можно так, как удобно ребёнку. Важно, чтобы при этом ему было видно, что именно он пишет. И чтобы поступало достаточно света. Обращайте внимание на это не только когда ребенок пишет, но и когда он рисует, раскрашивает.
Вопрос 3. Что за непонятные схемы слов и фонетический анализ?
Это одна из первых тем обучения грамоте. И часто родители ничего не могут понять. Давайте разбираться.
Итак. Слова записываются с помощью букв. «А», «Бэ», Эль» и так далее. А читают, произносят слова с помощью звуков [а], [б], [б·] и так далее. Схемы слов, фонетический анализ, – это выделение звуков и характеристика их.
Если звук согласный, то он бывает твёрдым или мягким. Ещё звонким или глухим, но обычно эту характеристику изучают чуть позже. Если звук гласный, то он бывает ударным или безударным. В схеме слов звуки обозначаются тремя цветами. Согласный твёрдый звук – синим, мягкий – зелёным, гласный – красным. Мягкий и твёрдый знак звуков не обозначают. Не нужно для них в схеме оставлять место. Обратите внимание, что иногда буква и звук не совпадают. Например, в слове вода, буква О обозначает звук [а].
Буквы Ш, Ж, Ц обозначают всегда твёрдые звуки. Щ, Ч, Й – всегда мягкие.
Буквы Е, Ё, Ю, Я – двузвучные. В них есть звук [й] и гласный, например ЯД [ЙАТ], ЮЛА [ЙУЛА]. Но когда они находятся после согласной, то предыдущий согласный становится мягким, а они обозначают один гласный звук, например ЛЕС [Л·ЭС].
Это только кажется сложным. На деле, после небольшой тренировки все получится.
Давайте попробуем.
МАЯК [МАЙАК], схема – синий, красный, зелёный, красный, синий.
ЛЕНТА [Л·ЭНТА], схема – зелёный, красный, синий, синий, красный.
А что делать, если ребёнок не слышит некоторые звуки в слове?
Например, вместо [Л·ИМОН] характеризует [Л·МОН]?
1 упражнение. Попробуйте с ребёнком произнести несколько слов, как бы с запинкой на каждом звуке. ЛЛЛЛЛЬИИИИИИММММММООООООНННННН. ММММЬЭЭЭЭЭТТТТЛЛЛЛЛААААА. Сначала произносите вместе с ним. Потом предложите сделать самостоятельно. Поправляйте, если что-то не так.
2 упражнение. Вы начинаете слово, первоклассник заканчивает. ЛИИИИ … .МММООООННН.
ТЕЛЕЭЭЭЭ…..ФФФОООННН. Обратите внимание, что нужно именно продолжить, а не повторять слово целиком.
3 упражнение. Теперь пусть он не просто проговаривает слово, а сразу говорит, какой звук слышит. ЛЛЛЛЛЛЛ – [Л·] – ИИИИИИИ – [И] – МММММ – [М]- ООООООО - [О] –НННННН - [Н]
4 упражнение. Оно такое же, как третье, но усложненное. Теперь он называет звуки с того места, на котором Вы останавливаетесь ЛИ - МММММ – [М]- ООООООО - [О] –НННННН - [Н].
Успехов Вам и Вашему ребёнку.