- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Как помочь ребёнку научиться решать задачи.
Многие родители стремятся помочь своему ребёнку в сложном процессе обучения, особенно в самое первое время. Но если объяснить счёт в пределах десяти могут почти все, то решение задач ставит многих в тупик.
Какие задачи изучаются самыми первыми?
1.Задачи на нахождение суммы. Надо найти, сколько всего, вместе. Например, «В одной вазе было 4 цветка, в другой – 3 цветка. Сколько всего цветов в вазах?»
2.Задачи на нахождение остатка. Надо определить, сколько осталось, остаток. Например, «У Сабины было 6 конфет. 3 конфеты она съела. Сколько конфет осталось у Сабины?»
3.Задачи на увеличение или уменьшение числа на несколько единиц. Это задачи примерно такого содержания: «В один магазин привезли 5 ящиков яблок, а в другой магазин – на 4 ящика яблок больше. Сколько ящиков яблок привезли в другой магазин?» Или: « На одной грядке растёт 7 тюльпанов, а на другой – на 3 тюльпана меньше. Сколько тюльпанов растёт на второй грядке?»
4.Задачи на разностное сравнение. В этой задаче нужно сравнить величины. Например, «В одном классе учится 10 девочек, а в другом – 9 девочек. На сколько девочек в одном классе больше, чем в другом?»
5.Задачи на нахождение неизвестного слагаемого. Это задачи, где известно целое и одна часть, а необходимо найти другую часть. Например, «У Даурена было 5 машинок и солдатики. Всего у него было 9 игрушек. Сколько солдатиков у Даурена?»
Это – основные, начальные виды задач.
При работе над задачей необходимо соблюдать следующие правила:
Правило 1. Всегда необходимо выяснить, о чём или о ком говорится в задаче. То есть из множества слов условия выбрать главные, опорные. Например, в задаче « У Оли в комнате было 4 куклы, а у Алии 5 кукол. Сколько всего кукол у девочек?» опорными являются «у Оли», «у Алии», «всего». А в задаче «В гараже было 7 машин, 3 машины уехали. Сколько машин осталось в гараже» - «было», «уехали», «осталось». Как правило, это и есть самое сложное. Дети попросту не всегда понимают, что вообще от них хотят в задаче. Или выбирают много лишних слов – «было в гараже», « у Оли было». Чтобы им было проще, объясните, что главных слов должно быть немного, и это то, что действительно важно. Если ребёнку очень тяжело, можно разобрать с ним каждое слово, решая, важно оно в данном случае, или без него можно обойтись. Например, в первой задаче, важно то, что эти куклы у Оли, а слово «было» – не очень важно. В вопросе неважным является слово «у девочек». Таким образом, эту задачу можно сократить до «У Оли 4 куклы, у Алии 5 кукол. Сколько всего?» Если ребёнок выбирает неправильные слова, продемонстрируйте ему, какой становится тогда задача. То есть, у него может получиться такое: «было 4 куклы, у Алии 5 кукол. Сколько у девочек?» Ребёнок тогда видит, что ошибся, начинает искать ошибки. Не нужно просто говорить ему ответ. Пусть думает, размышляет.
Правило 2. Если ребёнок не понимает принципа решения задач, не объясняйте ему только конкретно эту задачу. Используйте схему, рисунки, где не только куклы, грузовики, а кружочки, треугольники и т.д. Старайтесь, чтобы примеры были по возможности абстрактными. Очень хорошо в таких случаях помогают схемы и чертежи, либо круги. Например, такой круг можно использовать при объяснении решения задач на нахождение неизвестного слагаемого или на нахождение суммы.
Например, такая задача: ««У Даурена было 5 машинок и солдатики. Всего у него было 9 игрушек. Сколько солдатиков у Даурена?». Сначала поговорите об этом круге: «Что здесь самое большое? Как найти неизвестную одну часть, если известны целое и другая часть? (от целого отнять известную часть). Как найти целое, если известны части? (сложить обе части).Теперь можно перейти к конкретной задаче. Спросите у ребёнка: «Известно ли здесь целое? (Да, известно, 9). А что такое здесь одна часть и другая часть? (Машинки и солдатики). Что известно, какая часть? (Машинки). Как же найти количество солдатиков? Таким образом, ребёнок сам ответит на вопрос задачи, решит её. А теперь попробуйте дать ребёнку похожую задачу. Потом – задачу на нахождение суммы, где известны обе части. Для задач на нахождение остатка можно использовать похожий круг.
Принцип объяснения такой же, как и с предыдущим кругом. Для объяснения же задач на увеличение / уменьшение числа на несколько единиц и на сравнение лучше использовать рисунки или чертежи. Например, такой чертёж.
Спросите: «Что больше: первое или второе? Что мешает первому и второму быть одинаковыми? Значит, если от второго отнять этот кусочек, разницу, что получится? (получится кусочек, равный первому). А как найти второе, зная первое и разницу? (прибавить). А как найти разницу между вторым и первым? (отнять от второго первое). Теперь вы разбираете конкретную задачу. Например, «На одной грядке растёт 7 тюльпанов, а на другой – на 3 тюльпана меньше. Сколько тюльпанов растёт на второй грядке?» Спрашиваете: «Где тюльпанов меньше? (на второй грядке). Значит, что будет первое? (вторая грядка). Что будет вторым? (первая грядка) Сколько там тюльпанов? (7). А известна разница? (3 тюльпана) Значит, как найти ответ на вопрос задачи? (от 7 отнять 3).
Старайтесь, чтобы ребёнок объяснял свои действия и при самостоятельном решении задач.
Кузнецова С.Н., учитель высшей категории,
преподаватель подготовительной группы детского образовательного центра «Бемби»,
редактор учебно-методического комплекса «Активное обучение» (учебники нового поколения) совместно с издательством Кембриджского университета