- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Папины советы, 5 часть
Осень. Детки в нашем детском развивающем центре совсем недавно научились читать, а мы уже мечтаем вырастить настоящих читателей. Проводим уроки развития речи, читаем вслух отрывки из лучших образцов детской классики, на игровом тренинге «Театр» учим вслушиваться в произнесенный текст и находить там россыпи словесных красок. В детском развивающем центре есть возможность так строить программный материал, чтобы находилось время поговорить о хорошей книге. Любовь к звучащему или написанному слову можно пробудить. Нужно только не бояться погружаться с детьми в литературный текст. Это несложно. Важно самому любить эти глубоководные путешествия. Посмотрим, как это делает Пашин папа.
Ночь оживших бутявок
Ничто так не распаляет праведного родительского гнева, как ошибки, найденные в ЕНТ или школьных учебниках. Однако на фоне недавней вакханалии, развернувшейся вокруг истории про бутявок, включенной в учебник русского языка для седьмого класса, все прошлые скандалы померкли. Люди, читавшие «Алису в стране чудес» Льюиса Кэрролла, наблюдали за этой заварухой, в которой пленных не брали, снисходительно улыбаясь, а то и крутили пальцем у виска.
- Доколе?! – выли интернет-комментаторы, потрясая еретическим учебником, авторы которого, ужас-ужас, посмели включить в программу невинную сказочку Людмилы Петрушевской «Пуськи бятые». – Из наших детей делают дебилов!
- Но, позвольте, - замечали их оппоненты, - это всего лишь лингвистическая игра, позволяющая детям прочувствовать все нюансы языка.
- Сжечь отступников! Тащите дрова!
- Да не кипятитесь вы так. Дело в том, что семантические признаки слов можно понять, исходя из их морфологии. Чтобы проиллюстрировать этот забавный феномен, выдающийся лингвист Лев Щерба даже придумал получившую широкую известность фразу про глокую куздру…
- Про кого?!
- Про глокую куздру.
- Хватайте его!!!
Автор этих строк, учась в восьмом, кажется, классе, учил наизусть следующее стихотворение футуриста Алексея Крученых:
ЙЬЫП ЧОРТОК ЗЬВ
ГВОЗДЕЙ РИ ГИНШДРВ
ПЕПЛЕМ НЮХИОЙ
Стихотворение было с выражением продекламировано на вечере, посвященном поэзии Серебряного века. И, знаете, никто не умер. И санитаров не вызвал. Преподаватели даже аплодировали. Впрочем, от десанта борцов за права человека и охотников на бутявок наш благословенный лицей, видимо, спасло слабое развитие интернета. Сейчас-то поэту Крученых с его заумными теориями о беспредметном языке, очищенном от житейской грязи, никто превращать детей в дебилов не позволил бы. Ишь!
Мы с Павликом уже прочитали «Алису в стране чудес», которая просто напичкана разными лингвистическими фокусами, самым прекрасным из которых является стихотворение «Бармаглот» в переводе Дины Орловской:
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
О бойся Бармаглота, сын!
Он так свирлеп и дик,
А в глуще рымит исполин —
Злопастный Брандашмыг.
Но взял он меч, и взял он щит,
Высоких полон дум.
В глущобу путь его лежит
Под дерево Тумтум.
Он стал под дерево и ждет,
И вдруг граахнул гром —
Летит ужасный Бармаглот
И пылкает огнем!
Раз-два, раз-два! Горит трава,
Взы-взы — стрижает меч,
Ува! Ува! И голова
Барабардает с плеч.
О светозарный мальчик мой!
Ты победил в бою!
О храброславленный герой,
Хвалу тебе пою!
Варкалось. Хливкие шорьки
Пырялись по наве,
И хрюкотали зелюки,
Как мюмзики в мове.
В свете последних событий непонятно, почему книги Кэрролла еще не жгут на площадях… И ведь писатель шутит шутки не только с языком, но еще и с законами физики и логики. А шутить с законом – себе дороже.
Павлик, кстати, слушал стихотворение про Бармаглота, затаив дыхание. И временами, я бы даже сказал, хрюкотал. Никаких проблем с пониманием сюжета у него не возникло. Детям приходится ежедневно усваивать горы информации, и никакими Бармаглотами их, в отличие от ревнителей чистоты школьной программы, не смутить: они призовут на помощь воображение и интуицию и сами играючи объяснят вам, что предпочитают на завтрак Брандашмыги и чем мюмзики отличаются от зелюков. Главное – детям не мешать. А еще лучше – учиться у них этой гибкости ума и изобретательности. Потому что, когда люди перестанут отличать «Дыр бул щыл» от абырвалга, наступят темные времена.
Илья ГУК, отец двоих детей