- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Суммативное оценивание темы. Анализ эпизода из рассказа Р. Бредбери "Зеленое утро"
По новым образовательным стандартам РК школьники участвуют в нескольких видах оценивания. Это новый компонент в казахстанской образовательной системе. Как подготовиться к суммативному оцениванию раздела/ четверти)? Может ли родитель помочь ребенку? Несомненно. Думаем, предложенные ниже материалы, подготовленные для думающих родителей, будут полезны не только накануне дня суммативного оценивания. Читайте вместе с детьми, обсуждайте прочитанное. Как? А.Л.Мурзина, учитель-методист лицея «Столичный», заслуженный учитель Каз.ССР, делится с Вами своим бесценным опытом приобщения детей к слову. Прочитайте – и Вы навсегда останетесь верным и преданным читателем хорошей книги.
О чем может быть рассказ с названием «Зеленое утро»?
Подумаем о символике цвета.
Зеленый" цвет – символ жизни, пробуждения природы; цвет возрождения души и мудрости, цвет весны.
Ассоциации к слову «утро» |
Р.Бредбери называет рассказ «Зеленое утро». Он с оптимизмом смотрит на мир, поэтому утро у него – «зеленое» (синоним к слову «жизнь»).
Главный герой. Кто он?
Автор не дает полного портрета героя. Есть сведения о возрасте: ему 31 год. Называется имя – Бенджемин Дрисколл.
Единственная черта внешнего облика – эпитет «тщедушный» («хилый, слабосильный» – словарь С.И. Ожегова).
Все внимание автора сосредоточено на его мечте – сделать планету Марс
зеленой, пригодной для жизни человека. Эта мечта стала острой необходимостью, целью и смыслом его жизни.
Почему?
Когда он прилетел на Марс, он потерял сознание от недостатка кислорода: вот тогда-то он почувствовал ответ не разумом [как прежде], а легкими и горлом».
Главный (и единственный) герой – символ альтруизма (бескорыстия, человеколюбия). Он ни разу не изменил своей мечте. Самая главная его черта – терпение. Терпеть, по Далю, - это выносить, переносить, сносить, страдать// крепиться, мужаться, держаться, стоять не изнемогая, не унывая…
Ключевые (атомные, ядерные) слова рассказа
Если внимательно перечитать рассказ, то откроется «тайна» текста. В качестве ключевых слов «проявляются» следующие:
Земля (почва) |
«собирается с силами, чтобы встретить солнце, встретить дожди…» «голая, на ней не было ничего, даже травки…» «подумал о жирной, черной почве, такой черной и блестящей, что она чуть не шевелится в руке» - ассоциация с плодородной земной поверхностью. |
Деревья | По образному определению, леса – это легкие планет; фабрика по выработке кислорода. Р.Бредбери поэтически воспроизводит роль деревьев в жизни человека. Это настоящая ода и лирическая миниатюра. |
Огонь (костер) |
«Костру тоже нужен воздух…» «Костер был его веселым приятелем…» «… он (костер) спал рядом», светил в темноте холодной ночи сонными розовыми глазами» Возникает аналогия: Бенджемин – это своего рода Прометей. Прометей подарил людям огонь, Бенджемин – кислород. Интересен в этой связи материал учебника о предке героя на стр. 110 |
Воздух | Ключевое понятие в рассказе. Он на Марсе «разреженный». Воздуха недостает вначале (отсюда обморок, потеря сознания). В финале рассказа воздух «становится видимым, как мощный поток, как горная река». Дрисколл опять потерял сознание. Но в этот раз от обилия «кислорода, необычной свежести» воздуха. |
Дождь (вода) |
Это ключевое слово мы еще будем объяснять, анализируя эпизод. Дождь как символ (источник) жизни, как чудо, как волшебство, как спасение, как осуществление мечты. Жизнь как итог работы озеленителя. |
Труд (работа, созидание) |
Все 30 дней засухи Бенджемин «делает ямки, закапывает ростки и семена, поливает (берет воду из канала)» Этот образ – синоним неутомимого труда – тоже повторяется в сюжете рассказа несколько раз. Роль повтора здесь – выделить особенно значимое в сюжете. |
Вы, наверное, догадались, что ключевые слова образуют важнейшее понятие – это среда обитания для всего живого на планете. А созидательный труд человека восполняет жизненно необходимое…
Кроме того, если вы заполните таблицу (см. ниже), вы увидите, что порядок следования эпизодов нарушен. В начало рассказа положен фрагмент, повествующий о последнем, 30-м дне работы Дрисколла, его отчаянии и, несмотря ни на что, надежде.
Значит, труд главного героя, его мечта – важная составляющая авторской позиции.
Сюжет хронологический | Сюжет авторский |
Прибытие на Марс (6) Марсианский безжизненный пейзаж Голая почва (7) Решение остаться Разговор с координатором (8) 30 дней страшной засухи |
Скромный ужин после трудного дня (одного из 30-ти) Типичный в течение месяца. Свинцовая усталость Знакомство с гл. героем(имя, возраст, «тщедушное тело») А самое главное – его мечта: увидеть Марс зеленым Фантазии о будущем: посаженные сегодня семена прорастут, поднимутся к небу. Марс - полуденный лес, цветущий сад. Рано утром снова работа (садить – поливать) И костру, и людям нужен воздух. Грудная клетка увеличилась за 30 дней Дилемма: увеличивать себе легкие или сажать побольше деревьев Решение пойти дальше и сделать больше, чем Джонни Яблочное Зернышко Прибытие на Марс («Есть ли работа для меня на Марсе?») Потеря сознания. Предложение врача о возвращении на Землю («Некоторые не могут выдержать!» «Это все пройдет! Я останусь здесь!») Голая почва. Ни травинки… Он почувствовал ответ не разумом, а легкими и горлом. Мечта как острая необходимость, как цель Дрисколла. И эта мысль была, как внезапный поток чистого кислорода: он будет сажать деревья, сеять траву. Это будет его дело. Собственная озеленительная война с Марсом. Разговор с координатором. Планы. («Ему позволили») 30 дней прошло. «Он ни разу не оглянулся». Засуха. Предчувствие дождя. [Как заклинание: «Сегодня ночью…»] Дождь. Надежда. Спасение. Зеленое утро (Струился новый воздух. Счастливые люди, которые могут дышать свободно) |
Перед вами формулировки темы и идеи рассказа
Какие вы считаете правильными и почему?
Тема (о чем?) | Идея (главная мысль) |
Озеленение Марса | Борьба человека с невозможным, труд во имя будущего, крайнее упорство и альтруизм |
Ответственное отношение к природе | Заглавие рассказа связано с темой и идеей рассказа. Утро на Марсе стало зеленым благодаря озеленительной деятельности Бенджамина Дрисколла |
Космос (Марс) и его мирное освоение | Своими благородными мечтами и феноменальным трудом Бенджемин Дрисколл прокладывает пути в будущее планеты Марс |
Только бескорыстный, созидательный, осмысленный труд во благо способен осуществить прорыв в будущее всего человечества, за пределы возможного | Невозможное возможно, если приложить усилия, проявить волю, страстное желание блага для будущего людей. |
Марс – это возможный новый мир (дом) для жизни землян, и надо обустраивать его мудро, не жалея сил. | Жизненно важные цели (для блага людей, всего человечества) достигаются непомерными усилиями человека. |
Космос и мирное, а не разрушительное (хищническое) его освоение человеком. | Деятельность человека в космосе (в данном случае на планете Марс) должна быть направлена на благо настоящего и будущего людей. |
Дрисколл, ведя озеленительную войну с Марсом, создает необходимую для всего живого среду обитания | Своими крылатыми мечтами и своими руками прокладывают в будущее по-настоящему счастливые люди. |
Р. Бредбери говорил: «Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я выбираю звезды».
Не завоевывать, не покорять новые планеты призывают фантасты.
Писатель предупреждает: «Космос – это попытка человека стать причастным вселенной. Наша жизнь и будущее человечества зависят от этого…»
Деятельность главного героя рассказа доказывает, что человек – мыслящая часть вселенной.
Авторская позиция
(в литературном произведении – авторское понимание жизни и ее оценка, оценка изображенных характеров)
Разные способы выраженияавторской позиции
В схему включены представленные в рассказе способы выражения
Как философ и мыслитель, Р.Бредбери понимает, что возможна гибель планеты Земля. Тогда Марс может стать вторым домом для землян. Только нужно обустраивать планету, сея добро и сознавая, что это нелегкий труд, результаты которого почувствуются не скоро.
Р.Бредбери не все равно кто, как, с какой целью и какими руками будет осваиваться космос. Он уверен: только созидательный труд, воля и упорство смогут сделать прорыв в освоении неизведанного.
Перейдем к анализу эпизода
Автор сознательно нарушает порядок следования эпизодов.
В начале рассказа – описание 30-го дня неутомимой работы Бенджамина Дрисколла. Отсутствие дождя может стать катастрофой для посевов, а значит, и для мечты о Зеленом Марсе
Действие достигает апогея. Это кульминация рассказа.
Мы чувствуем физическое и эмоциональное напряжение главного героя. Эпитет «свинцовая усталость» - очень говорящий. Покоряют масштабы сделанной работы.
Непосредственные эмоции Бенджамина Дрисколла перед ключевым эпизодом, данным для интерпретации:
Чувства главного героя | Цитаты |
Тихая надежда сменяется сомнением, от сомнения переходит к отчаянию |
|
Надежда ожила в сердце Бенджамина Дрисколла |
|
Как можно назвать этот эпизод?
Выберите заголовок, который лучше, с вашей точки зрения, отражает содержание фрагмента.
- «Живительный эликсир» (Эликсир – чудодейственный, волшебный напиток, якобы способный сохранить молодость; переносное значение: о том, что вливает бодрость, желание жить)
- Спасительный дождь.
- Марсианскому лесу – быть!
- Надежды сбываются.
- Долгожданный животворный дождь.
- «Живая вода»
- Долгожданное счастье: все не зря.
- Да здравствует жизнь на Марсе
Какова идея этого отрывка
Вода – символ (источник) жизни, надежда на создание благоприятной для человека среды на Марсе. (В данном случае выращивание леса как источника кислорода)
План эпизода
- Первые капли дождя. Пробуждение Бенджемина Дрисколла.
- Образ дождя в эпитетах
- Дождь набирает силу.
- Оглушительный треск грома.
- Вспышка молнии.
- Темнота и шум дождя.
- Дождь счастья для Бенджамина Дрисколла. Наслаждение.
- Двухчасовой ливень.
- Появление «умытых, небывало ярких звезд».
- Счастливый сон.
Слово «дождь», его повтор указывает на тот факт, что это ключевое слово в эпизоде, значимое, особенное. Слово «дождь» - синоним слова «жизнь». И действительно, каждая деталь отрывка – свидетельство тому, что есть в полноценной живой природе.
Обратим внимание на образы из жизни природы:
Эти удивительные образы из мира природы: дождинки, гром, молния, потоки дождя, запахи, звуки, «вкусы», цветообразы – признаки жизни, разноцветной, меняющейся. Они создают ощущение настоящей жизни на планете Марс, полностью повторяя земной мир. Лексический повтор слова «дождь» утверждает, что цель – сделать планету Марс пригодной для жизни человека, зеленым чудом, достигнута. С чувством выполненного долга Бенджамин Дрисколл засыпает совершенно счастливым.
Последний эпизод
«Утро было зеленое»
«Насколько хватало глаз, к небу вставали деревья». Подстегнутые бурным дождем, питаемые волшебной, чуждой почвой… Это зеленые деревья, прижившиеся в космосе.
Но самое главное: «люди выбегут навстречу новому чудесному воздуху… вдыхая полной грудью, и щеки у них порозовеют, легкие оживут, сердца забьются сильнее – для счастливой творческой жизни. Какое это счастье – дышать полной грудью. Это может ощутить лишь тот, кто терял возможность дышать. На первом месте в фантастическом рассказе выходит не рост научно-технического могущества, а проблемы человека в мире, этическая составляющая.
Литературоведческий словарик
- Жанр – рассказ
«Малый» прозаический жанр эпоса. Отличается от повести масштабом изображения действительности, наличием небольшого количества персонажей и несложным сюжетом.
Известный английский писатель С.Моэм: «Рассказ – произведение, которое читается в зависимости от длины, от десяти минут до часа и имеет дело с единственным, хорошо определенным предметом, случаем или цепью случаев, представляющих собой нечто цельное. Рассказ должен быть написан так, чтобы невозможно было ничего ни добавить, ни убавить».
У Р.Бредбери – фантастический рассказ, в котором переплетается фантастическое и реалистическое
Фантастическое | Реалистическое |
Главный герой Бенджемен Дрисколл, землянин, оказался на планете Марс |
|
Один засадил марсианские долины. Выросшие за 30 дней огромные деревья |
|
|
Фэнтези – это вещи, которые никогда не смогут произойти в реальности, а научная фантастика однажды может стать былью.
- Эпизод – этап в развитии образа, сюжета, композиции
Та или иная в известной степени завершенная и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
- Повтор
Один из важнейших приемов композиции, заключающийся в неоднократном употреблении
- слов
- образов
- художественных деталей и т.д.
Повтор служит для усиления художественной выразительности, а также для того, чтобы подчеркнуть значимость
- детали
- образа
- поэтической мысли
Простой эмоциональный повтор «Но бедный, бедный мой Евгений!» А.С.Пушкин |
Новые смысловые оттенки слова выявляются в более сложных случаях повтора «Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана?» А.С.Пушкин Здесь повтор слова «дар» подчеркивает благоговейное отношение поэта к жизни, а разные определения создают новые смысловые оттенки: в них выражено представление о «случайности» этого дара, о том, что поэт считает этот дар «напрасным», так как не может распорядиться им, «недостоин» его |
Анафора – единоначатие;
Эпифора – повтор слова в конце соседних стихотворных слов
Повтор слова «стонет» в начале пяти соседних стихов у Некрасова Н.А. в «Размышлении у парадного подъезда»:
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам и острогам…
Разновидностью словесного повтора является рефрен ( от французского - припев)
Символ - особый художественный образ, вид иносказания. Образ-символ многозначен, и каждый читатель понимает смысл символического образа по-своему.
Образ паруса в стихотворении М.Ю.Лермонтова может быть истолкован
- как изображение гордого и одинокого человека;
- как образ поэта;
- как образ мятежника и борца;
- как образ свободы;
- как образ романтика, которому нужна буря, а не покой;
- как образ философа, ищущего истину
Причем каждое из этих значений не противоречит лермонтовскому образу
Схема анализа эпизода эпического произведения
- Самостоятельно определить границы эпизода.
- Проанализировать его содержание:
- герои;
- их поступки;
- авторские размышления.
- Обрамление эпизода – пейзаж
- лирические отступления
- Стилевые особенности
- Особенности композиции
- Вычленить другие эпизоды, логически связанные с анализируемым
- Найти в них сходные темы,
мотивы,
размышления автора
- Указать, какую роль играет анализируемый эпизод в идейном пространстве всего произведения, как он помогает понять авторскую позицию
Анализ эпизода не должен быть его пересказом!
Единственное доказательство правоты – художественный текст и аргументы/ цитаты!
(продолжение следует)