- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Учимся писать эссе. Часть первая. Шестиклассники
В нашем центре развития курс для школьников и выпускников, посвященный обучению написания эссе, ведут педагоги, чей опыт работы в школе позволяет сделать данный курс достаточно эффективным. Многое из наработанного в школе мы переносим на дополнительные занятия, используя наиболее задания и подходы, проверенные опытом. Предлагаем цикл статей на эту тему и надеемся, что он окажется полезным учителям русского языка и литературы.
Начало учебного года. На столе у каждого ученика – портфолио. Сегодня им предстоит оформить титульную страницу. Она как отражение идеи сегодняшнего урока, как преломление его идеи в детском сознании, как их рефлексия. Первый урок русского языка в 6 классе – целеобразующий и целеполагающий, начало погружения в языковую систему, постижение глубины и сложности которой еще предстоит, для того чтобы почувствовать и понять эстетическую и нравственно-духовную ценность языка и научиться владеть словом. Подчинение системы обучения целям активного пользования языком как средством общения и приобщения к культуре, как средством самораскрытия личности - настоятельная необходимость современного образования. Поэтому в основе преподавания главным принципом изучения языка наряду с традиционными становится коммуникативный: обеспечение речевого компонента в структуре языковой личности, совершенствование умений и навыков в использовании разной речевой деятельности (письмо, чтение, слушание, говорение), овладение культурой общения и культурой речевого поведения. Слово (с его многозначностью, полифоничностью и целостностью) и текст (культурное смысловое пространство) станут основными единицами обучения. Это труднейшая задача, решение которой увлекательно и жизненно необходимо.
Вчитываемся в авторитетные источники, листаем страницы энциклопедий: что есть язык и каковы его возможности? Обращаемся к мыслям выдающихся людей: «обитель поэта» (Брюсов) и «дом бытия» (Хайдеггер), «преданий суровое прядво» (Рыленков), «исповедь народа» (Вяземский) и «колыбельная основа наших радостей и мук» (Самойлов) и т.д.. Привлекаем личный опыт. Появляются первые ассоциации, которые складываются в кластеры. Первые схемы
Сформированные представления переносим на титульный лист портфолио. Степень реализации индивидуальной образовательной траектории, проявление прогресса в обучении, развитии личности, способность к рефлексии фиксируется и оценивается при помощи портфолио как формы целенаправленной, систематической и непрерывной оценки и самооценки учебных результатов. Эта папка до конца учебного года будет своеобразным измерителем достижений детей, ступеньками формирования навыков письменной речи. Вслед за титульным листом крепим лист с критериями оценивания, Используя описание уровней достижений, готовимся писать первую работу с использованием критериального оценивания.
Предлагаем достаточно трудный жанр - эссе «Портрет слова». В эссе говорится о предмете только в той мере, в какой он произвел впечатления на автора: описание чувств, цепочки ассоциаций и размышлений, которые вызывает любимое слово; создание слова-образа, своеобразного его портрета, снабженного аргументативной базой.
Всем известны «муки слова» - муки рождения мысли, муки творчества. Как передать, «что буйствует в груди прозрачною волною» (А.Фет)? Л.С.Выготский так описал этот процесс: «Мысль всегда представляет собой нечто целое, значительно большее по объему, чем отдельное слово. Процесс перехода мысли к речи представляет собой чрезвычайно сложный процесс расчленения мысли и ее воссоздания в словах… Мысль не поступает во внутреннюю речь в готовом виде; именно здесь, во внутренней речи она формируется и формулируется»[1]. Это очень важный этап урока: нужно помочь ребенку выполнить задание с помощью взрослого (автора текста и учителя) - то, что самостоятельно выполнить пока не может. Образцы эссе выразительно зачитываются, их проекция на экран дает возможность исследовать текст, выразить к нему свое отношение. Накануне такое задание получили одиннадцатиклассники. А как справились с написанием эссе они? Всегда интересно сопоставить свои мысли с рассуждениями тех, с кем ежедневно встречаешься в школе, а иногда и на уроке. У нас дружное школьное сообщество доброжелательных детей и учителей. И разновозрастные группы в пространстве одного урока не редкость.
К следующему уроку в классе оформляется почти настоящая «портретная» галерея для представления детских работ. Белые листочки бумаги одного формата с первыми размышлениями моих новых учеников «вправлены» в рамы. Дизайн «багетов», их цвет и форма – составная часть работы, выставленной на вернисаж. В оценивании презентации будет учитываться все: глубина раскрытия темы (критерий А), ее организация (критерий В), язык и стиль эссе, овладение новым жанром письменной речи, навыки устной речи (критерий С). После представления работ «портреты» украсят золотые, серебряные и бронзовые рамочки: первые в этом учебном году работы получат не только критериальное, но и символическое оценивание. Дети сами присудили своим одноклассникам такие награды. К некоторым «портретам» оказалось прикреплено несколько рамочек: после урока в дополнительном оценивании принимали участие все желающие. Выбор слова для «портретирования» не случаен. Он исходит из внутреннего мировосприятия и многое может сказать о человеке. Истина, идея, любовь, труд, дом, красота, друг, вкус, море, вера… Айгерим отдает предпочтение скрипке и импрессионистическому её видению: «Мне кажется, что звуки скрипки - волшебство, тайный и неизведанный мир, олицетворение всего самого красивого и нежного. Она открывает дверь в волнующий и завораживающий мир музыки… Только взгляните: какой изысканный у нее силуэт, как певуче-плавны ее линии, как нежно поблескивает ее лаковая поверхность. Днем моя скрипка начинает переливаться такими яркими живыми оттенками – от белоснежно-серебряного, напоминающего цвет первых крошечных снежинок, медленно кружащихся на исходе ноября, до цвета небесной лазури». Многим хочется поразмышлять о счастье. Из работы Зарины: «Ты счастлив?.. Что тебе нужно для счастья? Много или совсем ничего? А представь: ты идешь босиком под проливным дождем, запрокидывая голову вверх, и ловишь капли дождя, чувствуя легкий холодок и необыкновенное чувство счастья от чуда природы – дождя. Счастье не имеет точного определения, нельзя вывести его формулу. Удивительно, но, делая счастливыми других, ты сам становишься капельку счастливее». У Айсултана получается неплохой портрет слова «книга»: «Лично для меня книга – это еще и мой близкий друг и даже духовный наставник, так как зачастую дает ответы на многие вопросы». У Нурбиби любимое слово – дорога: «Человек с самого рождения ступает на дорогу жизни. Она может быть прямой и не очень, кое-где превращается в узкую тропинку, а иногда раскидывается широко и привольно. Я никогда не стою на месте, всегда двигаюсь куда-то, чтобы познать мир, хотя иногда надо остановиться и проанализировать пройденный путь». Марат выбирает по-мужски суровое слово «труд»: «Чтобы добиться поставленной цели, нужно трудиться. Вся жизнь человека строится на этом. В детстве все, что человек имеет, он получает благодаря труду его родителей. Когда он учится в школе, он трудится, получая знания. И уже тогда понимает, что труд – это тяжело. Именно поэтому половина человечества, как доказано наукой, не любит трудиться и предпочитает праздность. Поэтому очень редко люди добиваются в жизни того, о чем мечтали в юности». Айгерим С. долго сомневалась в выборе слова. Вот что у нее получилось: «Я люблю жизнь за то, что она такая, какой не может быть ни одна другая, ведь жизнь человека не похожа на жизнь другого. Она является самой большой загадкой Вселенной. Но, раскрыв тайну жизни, не потеряет ли человечество смысл своего существования… Жизнь – парадокс. И человек, прожив свою жизнь, возвращается к тому, каким он был вначале: беспомощному, беззубому, не умеющему что-либо делать самостоятельно существу. Получается замкнутый круг, из которого еще никому не удавалось выбраться. Поэтому и жизнь может иметь форму круга, идеальной геометрической фигуры. Значит, и жизнь идеальна как форма существования, лучше жизни ничего не придумаешь».
Продолжение следует
[1] ВыготскийЛ.С. Мышление и речь/ Избранные психологические исследования. – М.: 1955