- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Учимся писать сказку, Шестиклассники (продолжение)
Мы продолжаем публиковать материалы, посвященные формированию коммуникативной компетенции школьников, которые используем в нашем центре развития при проведении дополнительных занятий по русскому языку и литературе. В обучении написанию письменных работ разных жанров нам помогает опыт работы в школе. Первая часть статьи была посвящена первой письменной работе шестиклассников, с которой мы начинаем закладывать основы понимания такого жанра ученической работы, как эссе. Ученики писали «Портрет слова».
Через несколько уроков мы предложим детям выполнение еще одной работы: сочинение сказки по ассоциации или аналогии (в зависимости от типа мышления ребенка) с произведениями С.Козлова о Ежике и Медвежонке. На первом этапе подготовки к творческому заданию важно уловить своеобразие стиля писателя, попробовать настроиться на его эмоциональную волну. Этому способствует комплексная работа над текстом.
Тридцать комариков выбежали на полянку и заиграли на своих писклявых скрипках. Из-за туч вышла луна и, улыбаясь, поплыла по небу. Над рекой поднялся туман, и грустная белая лошадь утонула в нем по грудь, и теперь казалось – большая белая утка плывет в тумане. Ежик сидел на горке под сосной и смотрел на освещенную лунным светом долину, затопленную луной.
Магия сказки «Ежик в тумане» и одноименного мультфильма Юрия Норштейна, признанного одним из лучших мультипликационных фильмов XX столетия, завораживает. Смотрим, размышляем, анализируем. Визуальное восприятие – важная образовательная линия в программе школы. «В современном мире мы все больше полагаемся на увиденное, сталкиваемся с комбинацией визуальных образов и текста. Важным является научить школьников понимать, исследовать, интерпретировать и самим конструировать широкий спектр изображений мира»[1]. Эффективность воздействия видеоряда состоит в пробуждении сопереживания. Эмоциональная отзывчивость имеет большое значение в процессе усвоения языка. «Чем интереснее и живее проходят занятия, тем быстрее развиваются и тверже закрепляются навыки речи, ибо тем знание прочнее, в усвоении которых участвовали эмоции»[2]. Перевод предметно-изобразительного кода, полученного в результате визуального восприятия, в письменную речь непрост для ребенка и требует специальных упражнений для формирования этого навыка. Эффект воздушного пространства, струящегося дождя и тумана, созданного удивительным мастерством мультипликатора, вызывает живой эмоциональный отклик ребенка. Поэзия, красота и самобытное видение мира Ю.Норштейна становятся близкими детям и служат мотивацией для создания своего цикла сказок о Ежике и Медвежонке. Для каждого ребенка, как и для героев сказок Козлова, должен наступить миг, когда они задумаются о себе и мире, который их окружает, и о других в этом мире. Философские притчи этих авторов пропитаны добротой и состраданием, а их главные темы – дружба, красота, искренность, жизнь. «Правда мы будем всегда?» - самая пронзительная из мудрых притч. Сергей Козлов уверен, что с детьми надо всерьез говорить о радости жизни и печали, о жизни и смерти. Ему удается раскрыть именно детский взгляд на вещи, при которых жизненно важным кажется все: и шелест травы, и мерцание звезд, которые нужно обязательно протирать, чтобы они не запылились «А как же иначе? – ворчал Ежик, беседуя сам с собой на верхушке сосны. -- Если Медвежонок не протрет звезды, если я не протру звезды, то кто же протрет звезды?» Современных детей удивляет мечта Ежика о том, чтобы найти «цветок под названием «Всем-Всем Хорошо и Всем-Всем Весело» и поставить посреди Большой поляны».
Приступаем к сочинению своей сказки. Раздаем инструкцию с критериями оценивания.
Творческая работа «Новые сказки о … главном»
(сочинение сказки по ассоциации с произведениями С.Козлова о Ежике и Медвежонке)
Цели работы: создание авторского текста сказки, развивающего творческий потенциал и уровень речевой компетенции (устной и письменной).
Глубина и правильность выполнения задания
Умение выстраивать сюжет | Создание характеров персонажей | Введение описания пейзажа | Глубина содержания сказки, ее философский подтекст | |
3-4 балла | Написанная сказка отражает ограниченное воображение, неумение выстроить сюжет, нарисовать характер персонажей, не прописан фон, на котором происходят события. В сказке полностью отсутствует философский подтекст, свойственный произведениям Козлова | |||
5-6 баллов |
Работа обнаруживает умение выстроить сюжет, но он не отличается своеобразием; появление описания пейзажа либо не мотивировано, либо он не отличается выразительностью. Характеры только обозначены. Не удалось создать сказку, ставящую вечные проблемы жизни, что свойственно произведениям Козлова. |
|||
7-8 баллов | Интересен сюжет, разнообразны характеры, мотивировано появление в повествовании пейзажного фона. Удалось построить ситуацию, наталкивающую читателя на размышления. | |||
9-10 баллов | Оригинальный сюжет демонстрирует высокий уровень воображения, глубину философского содержания, характеры персонажей прописаны достаточно глубоко, а место действия соответствует теме и идее созданной сказки. |
Дети сочиняют маленькие сказки-притчи и переносят их на постер для презентации – учатся использовать навыки рисования. Алишер назовет свою сказку «Капельки», и по его постеру «побегут» серебряные слезинки фольги, а цветовая гамма плаката будет выдержана в точном соответствии с идеей его истории.
Однажды тяжело захворал Ежик. Не смыкал он свои задумчивые блестящие глаза, а все время пристально смотрел на маленькие капельки дождя, грустно барабанившие в окно.
«Зачем жить? Эти маленькие капельки опускаются с облаков, и не проходит несколько минут, как они уже умирают. Зачем нужен этот бесконечный круг жизни и смерти? Зачем веселиться, если знаешь, что когда-нибудь ты умрешь?» - думал Ежик. Но вскоре он сам дал ответ.
- Капельки веселятся и радуются своему полету, они наслаждаются своей короткой жизнью. И неважно, сколько ты прожил. Важно, КАК ты это сделал.
Катя предложила историю, которая потрясла всех. В ней есть все, что предусматривали критерии оценивания: сюжет и герои, пейзаж и диалог, виден характер персонажей, выдержан стиль.
В ту ночь звезды прямо-таки сыпались с высокого бархатного неба. Ежик с Медвежонком, сидя под высокой сосной на серебристой, залитой лунным светом траве, наблюдали за их падением. Звезды прочерчивали плавные линии, прежде чем погаснуть и исчезнуть навсегда.
-Интересно, куда падают звезды? Может быть, их кто-то собирает в корзинку и потом украшает ими елку? – сказал Медвежонок.
-Я думаю, что звезды падают в реку, - отозвался Ежик, - потому что на дне очень темно, а кто-то должен освещать ночью путь рыбам.
-Рыбы спят ночью, - возразил Медвежонок.
-Тогда, может быть, звезды сыплются прямо в траву. Мне кажется, я видел когда-то
одну такую поляну.
Так они беседовали, сидя на траве и глядя на мерцающие голубые звезды. И тут им пришло в голову пойти и посмотреть то место, куда падают звезды. Они довольно долго шли в темноте, пока не дошли до озера, которое оказалось полным звезд. Оба застыли в восхищении.
-Давай попробуем взять одну из них, - сказал Ежик. Но звезды не давались им, просачиваясь сквозь лапки и превращаясь в простую воду.
-Не печалься, - сказал Медвежонок. – Зато мы нашли полное озеро звезд, на которое можем любоваться каждую ночь.
Продолжение следует
[1] Справочное руководство по языку А. Организация международного бакалавриата/ Программа основной школы, 2002-2003 год, стр. 14
[2] Булыгин П.В., Костомаров В.Г. Активизация преподавания русского языка иностранцам/ Из опыта преподавания русского языка нерусским. М.: 1963, стр. 18