- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Анализ эпизода рассказа М.Зощенко «Аристократка»
Подготовка к суммативному оцениванию раздела «Сатира и юмор в литературе» в 7 классе
В предыдущей статье, посвященной знакомству с основными чертами поэтики М.М.Зощенко, для аналитического чтения был предложен рассказ «Обезьяний язык».
Овладение первоначальными навыками интерпретации произведений Зощенко поможет успешному освоению всей глубины и сложности авторского замысла при анализе эпизода рассказа «Аристократка». Слайдовая презентация основных положений статьи
Напоминаем, что основной персонаж рассказов М.М.Зощенко – новый человек новой эпохи. Каков он?
Необходимо во всей полноте смыслов представлять лексическое значение слова «аристократка». Познакомьтесь с материалами словарных статей разных авторов
-
Как можно назвать эпизод, предложенный для анализа?
- Случай в театре
- История одного культпохода в оперный театр
-
Какой эпизод рассказа взят для интерпретации?
Ключевой эпизод. Кульминационный.
Автор срывает маску со своих героев. Они «проговариваются», и мы узнаем их настоящих, без прикрас, с их неуютным бытом, грубыми нравами и хамскими поступками.
-
Что предшествует походу в театр?
ЭКСПОЗИЦИЯ, ЗАВЯЗКА И РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ:
- Признание Григория Ивановича, что он не любит «баб, которые в шляпках», в «фильдекосовых чулочках», или «с мопсиком на руках», или «с золотым зубом».
Так он обозначил свои социальные претензии к людям, не относящимся к пролетариям. И дал свою характеристику чуждым элементам.
- История увлечения «одной аристократкой». Этапы:
- встретился во дворе дома, на собрании;
- он водопроводчик в домоуправлении, а значит «при власти» и «кавалер»;
- «стоит такая фря. Чулочки на ней, зуб золоченый»;
- «бывало, приду как лицо официальное: «… как у вас, гражданка, в смысле порчи водопровода и уборной? Действуют?»
- «…кутается в байковый платок, и ни мур-мур больше… только глазами стрижет. И зуб во рте блестит»;
- «походил к ней месяц – привыкла. Стала подробней отвечать»;
- «стали по улицам гулять… приму ее под руку… чего сказать – не знаю, и перед народом совестно»;
По мысли советского демократа Григория Ивановича, такое поведение не свойственно человеку его социального происхождения, оно похоже «на буржуйское».
- «Как кавалер у власти, сводили бы меня в театр».
- Что происходит после «театрального» фрагмента?
Это развязка в сюжете. Разрыв отношений: он чувствовал
социальную дистанцию. Но все-таки увлекся. Теперь у него есть возможность перевести разрыв отношений с дамой в разряд идеологический.
-
Тип повествования – сказ (ссылка на материал)
Особой фигурой в новеллах М.М.Зощенко выступает рассказчик. В данном случае рассказчик – персонаж. Рождается доверительная (сказовая!) интонация. Речь рассказчика косноязычна (косноязычие – «неумение владеть речью, говорить свободно, не спотыкаясь»), в ней смешался уличный жаргон, официально-деловой (канцелярский!), политические советские штампы послереволюционного времени. Невежественный, простодушный и одновременно твердо убежденный в своей правоте рассказчик был создан М.Зощенко с великим искусством.
Такой тип повествования предусматривает несколько планов.
1 –ый – то, что рассказывает Григорий Иванович;
2-ой – то, что читатель улавливает из его «проговорок».
Собирается по кусочкам объективная правда.
3-ий – авторская позиция, которая надежно спрятана в тексте.
Мы чувствуем неповторимую зощенковскую иронию и понимаем, что не ради «хохмы» выстроен сюжет и определены герои, наделенные такой судьбой, говорящие на таком языке. Нам как будто открывается небольшое оконце в переломную эпоху, эпоху революционных бурь и кровавых войн. Мы ощущаем аромат эпохи… Эпохи потерь и великой надежды на счастье человека и на великое будущее страны.
-
Выберите из перечисленных формулировок тему и идею рассказа. Выбор обоснуйте, обращаясь к содержанию текста.
ТЕМА |
ИДЕЯ |
|
|
-
Поговорим о героях рассказа
Рассказчик
- У рассказчика есть имя – Григорий Иванович.
- Сообщается профессия – водопроводчик (слесарь), т.е. его задача – чтобы водопровод и уборная работали исправно.
- Он еще и «официальное лицо» - «при власти». Состоит в комячейке домового комитета.
- Социальное положение – пролетарий, советский демократ.
- Обладает безоговорочным классовым сознанием: «когда в буфете он этаким гусем, этаким буржуем нерезаным вьется» вокруг избранницы.
Сознание читателя ранит словосочетание «буржуй нерезаный» - своеобразный штамп эпохи. Что оно обозначает? Оно означает, что дворянство (в том числе аристократия) было уничтожено как класс. Дворянское происхождение было проклятием, угрозой жизни. Даже стыдливость окажется «буржуазной», когда герой рассказа осознает свое положение кавалера, не способного заплатить за пирожные, съеденные дамой.
Но когда он понял свою несостоятельность «как кавалера и у власти», сбросил с себя маску, разразившись грубой бранью и оскорблениями в адрес своей спутницы.
М.Зощенко указывает на единственную деталь в описании портрета персонажа. «А я вывернул карманы – всякое, конечно, барахло на пол вывалилось, - народ хохочет. А мне не смешно. Я деньги считаю». Читатель может себе представить, что находится в карманах слесаря, который чинит водопровод и туалеты.
Да и поход в театр не всколыхнул в нем никаких чувств. Об опере он ни слова не произнес. Зато профессионально поинтересовался, «действует ли тут водопровод».
Душевная черствость, скудоумие, грубость в обращении с дамой проявились в полной мере. Но свою «нищую душу» он прикрывает «идеологией». За «аристократкой» Григорий Иванович не увидел человека, который мечтает о празднике для души и … для желудка.
О речевой характеристике – см. ниже
Аристократка
- У героини нет имени.
- Указывается ее социальное происхождение – аристократка. У Григория Ивановича своеобразное понимание аристократии. Истины ради еще раз приводим толкование лексического значения слова «аристократ»: благородный барин, «голубая кровь», «белая кость»; высшее сословие по праву рождения, родовая знать, титулованное дворянство. Для Г.И. «шляпка», «чулочки фильдеперсовые», «мопсик на руках», «зуб золотой» - это и есть признаки аристократии. Здесь комизм достигается использованием синекдохи (стилистический прием – название части вместо названия целого, частного вместо общего и наоборот). У героини рассказа «зуб блестит» и чулочки известного образца – значит, «голубых кровей» дамочка.
Кавалер называет свою избранницу официально – «гражданка».
Она не сразу принимает ухаживания Григория Ивановича. Но за месяц привыкла, даже стала благодарить за участие в ее судьбе. Именно она склоняла кавалера к поведению, не свойственному ему по происхождению. Ходить под ручку, вести какие-либо разговоры – не про него. Но наконец «стал по улицам гулять»: «Приму ее под руку и волочусь, что щука». Она же и предложила пойти в театр. По случаю Григорий Иванович раздобыл билеты в комячейке.
Когда в буфете разгорелся скандал: «она съела не одно пирожное, которое разрешено ухажером», а три, да еще и на четвертое «покусилась» - она остолбенела и не произнесла ни слова. Она могла бы заплатить и покинуть горе-кавалера и хозяина буфета, который вел себя индифферентно, но, наверное, нечем было отстоять свое доброе имя. Не стала доедать четвертое пирожное. Более того, она пошла в зал дослушать оперу и вернулась с незадачливым кавалером домой. Фантастическая выдержка!
Музыка не тронула ее чувств. О ней вообще ничего не сказано!
Значит, вожделенной ее мечтой был не театр, а буфет, возможность вкусно поесть. Тем более, за чужой счет.
Однако именно ее отменный аппетит характеризует ее «аристократизм»: изысканностью, утонченностью это не назовешь. Она просто человек, такой, как есть.
Убийственна ее фраза, сказанная у дома Григорию Ивановичу: «Довольно свинство с вашей стороны. Которые без денег – не ездют с дамами». И слышит в ответ: «Не в деньгах счастье, гражданка. Извините за выражение».
Работа над языком рассказа
Слайд№1
Слайд №2
Слайд №3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Определите вид комического в рассказе М.Зощенко. Какие приемы создания комического использует автор?
Для этого используйте материалы, расположенные на слайдах.
Слайд №1
Слайд №2
Авторская позиция
Дополнительный материал к вопросу об авторской позиции - в статье о рассказе М.Зощенко «Обезьяний язык»
«Приращение смысла»
Интересно высказывание С.Соловейчика. Оно может стать поводом для ваших размышлений. Согласны ли вы с автором?
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР,
учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.