- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Анализ ключевых эпизодов поэмы М.Лермонтова «Мцыри»
Готовимся к суммативному оцениванию по литературе
Данный материал наш центр развития приготовил для учеников 8 класса, которым на уроках литературы при изучении раздела «Мечты и реальность» нужно проанализировать отдельные эпизоды поэмы Лермонтова «Мцыри». Статья содержит алгоритмы анализа эпизода, различные подходы к пониманию его значения в идейной структуре произведения. Внимательное изучение предложенных материалов дает максимально полное представление о поэме и поможет в дальнейшем написать итоговое эссе. Педагоги нашего центра развития уверены, что публикация будет полезна не только школьникам и выпускникам, но и всем, кто интересуется литературой и хочет овладеть инструментами анализа произведения.
Мы сопроводили статью черно-белыми иллюстрациями П.Бунина и цветными изображениями Л.Непомнящего из ресурсной базы центра развития «Бемби». Художники не просто проиллюстрировали поэму Лермонтова, но и сделали это максимально близко к ее идейному содержанию и эмоциональному настрою.
Хочется предупредить, что анализ эпизодов возможен только после детального изучения всего произведения. Для этого можно обратиться к нашей слайдовой презентации, которая опубликована в разделе «Учителю на заметку». Это поможет получить максимальное количество нужной информации. https://bambi-astana.kz/for-teachers/prezentaciya-k-urokam-analiza-poemy-myulermontova-mcyri
Для полного и всестороннего выполнения задания необходимо помнить, что эпизод в художественном строе произведения несет определенную функцию:
- проясняет ту или иную мысль автора;
- раскрывает характер действующих лиц;
- создает настроение у читателя.
Анализ его ставит своей целью понять, какую роль играет данный эпизод в идейном и художественном пространстве всего произведения и как помогает понять авторскую позицию.
Необходимо правильно представлять структуру эпизода:
- место действия
- время действия
- способ организации текста (от автора, от «Я» героя, диалог, монолог)
Определив границы эпизода, анализируем его содержание, обращая внимание на
- героев
- их поступки
- диалоги и монологи
- авторские размышления.
Итогом предварительной работы становится правильное понимание того, что делают герои и почему они поступают именно так. Что при этом чувствуют? Почему?
Не оставляем без внимания художественные средства, которые использует автор для раскрытия основного смысла эпизода:
- пейзаж
- лирические отступления
- особенности композиции
Отмечаем изобразительные и выразительные средства (тропы и стилистические фигуры).
Внимательно прочитайте статью до конца. И у вас сложится правильное представление обо всех ключевых эпизодах поэмы
Информация, которая поможет правильно понять мотивацию поступков главного героя
Почему автор поместил своего героя в монастырь? В чем символика этого образа? Хочется напомнить, что Мцыри, ребенок мусульманского вероисповедания, был помещен в православную христианскую обитель. Что
добавили эти сведения к пониманию ситуации, в которой оказался герой поэмы?
Дополнительные сведения об этом можно почерпнуть из сопроводительных заметок к презентации по поэме Лермонтова
Принять монашеский обет означает навсегда покинуть общество и поселиться в монастыре, где искренняя вера и послушание становятся основными условиями жизни. Но для Лермонтова, как и для его героя, монастырь – это символ неволи, который герой поэмы сравнивает с тюрьмой, где в «душных кельях» среди «сумрачных стен» томится бесконечно одинокий человек. Мцыри должен не только остаться жить в монастыре, но и навсегда потерять возможность вернуться на родину, в тот «чудный мир тревог и битв», где «люди вольны, как орлы». В этой важной цитате из поэмы прозвучало ключевое слово «вольны», лейтмотивом прошедшее через все произведение.
При возможности самостоятельного выбора эпизода ученик должен понимать, что должен отдать предпочтению фрагменту поэмы, который не только затронул его, но и занимает важное место в понимании авторской позиции.
Мы предлагаем остановиться на одном из 3 основных эпизодах поэмы. Это первый день вольной жизни Мцыри, его встреча с грузинкой или бой с барсом.
- «Ты хочешь знать, что делал я
На воле? – Жил…»
Перед юношей открывается многоцветный мир вечной природы. Красота и гармония сопровождаются ощущением счастья свободного человека это видеть. Природа – гармония - воля предстают в поэме как единство и наполняются выразительными художественными образами, которые автор щедро применяет в описании динамично разворачивающихся картин природы. Обратитесь к слайдам из нашей публикации. https://bambi-astana.kz/for-teachers/prezentaciya-k-urokam-analiza-poemy-myulermontova-mcyri
Хочется отметить, что мы смотрим на мир природы глазами Мцыри. Пейзаж в поэме выступает не только как фон, но, в первую очередь, как один из способов создания образа главного героя. Как этот калейдоскоп природных красот помогает понять нам лермонтовского героя?
У Мцыри дар чувствовать природу, ощущать близость к ней. Он наслаждается великолепием летнего утра. Природа манит его своей красотой, он чуток к прекрасному. Каждое проявление жизни радует юношу. Мир кажется ему «божьим садом». Мы видим романтическую, восторженную натуру юноши, открытую красоте окружающего мира, понимающего, что человек рожден для вольной жизни в гармонии с природой.
Роль пейзажных сцен в поэме необычайно широка. Природа буквально заполняет все пространство поэмы и сама является героем поэмы. Она прекрасна, величава, грандиозна. Мир природы рисуется как совершенная картина мира. Д.Е.Максимов пишет: «Образы всех царств природы введены в сюжет как действующие лица. Природа служит, в сущности, единственным партнером Мцыри – то другом, то врагом и впитывает в себя все богатство человеческого мира, замещает этот мир. Она наделена огромной силой внутренней жизни, празднично приподнята, углублена и расширена авторской мыслью».
В.Г.Белинский писал: «Картины природы обличают кисть великого мастера: они дышат грациозностию и роскошным блеском фантастического Кавказа…» Предметы и явления природы предстают перед нами таким «роскошным блеском» благодаря виртуозному владению словом: «Можно сказать, без преувеличения, что поэт брал цвета у радуги, лучи у солнца, блеск у молнии, грохот у громов…» (Белинский)
Наблюдения над характером изобразительно-выразительных средств помогут понять отношение героя к божественной красоте мира природы. Восприятие ее особенно поэтично и наполняет Мцыри ощущением счастья.
Большая роль в изображении природы принадлежит эпитетам. Особенностью их употребления является эмоциональная наполненность: «сердитый вал», «волшебные голоса». «Прозрачная зелень листов» - удивительный образ, вызывающий ощущение свежести, молодости, чистоты.
Сравнения тоже рождаются не случайно. В них – образы, навеянные смутными воспоминаниями о детстве: деревья, шумящие толпой, «как братья в пляске круговой». Созерцание картин природы приводит героя к воспоминаниям об отцовском доме в родном ауле.
Природа не только несказанно прекрасна, но и одушевлена: она полна «волшебных, странных голосов», темные скалы словно зовут угадать их думы. Шумит горный поток, слышны голоса птиц, шелестит листва, волнуемая ветром. Синтаксис помогает ощутить атмосферу радостного открытия красоты вольного мира:
В то утро был небесный свод
Так чист…
Он так прозрачно был глубок,
Так полон ровной синевой…
Но внимательный читатель отмечает сосуществование прекрасного и таинственного, радостного и опасного: «прозрачная синева неба» соседствует с «грозящей бездной». «Кудри виноградных лоз» сменяются «зубцами далеких гор». Настораживает скользящая змея, зловеще поблескивающая гладкой чешуей; голоса птиц сравниваются с плачем шакала. Мы запоминаем эти детали, смысл которых раскроется только после боя с барсом.
Ощущение счастья вызвано не только тем, что увидел Мцыри, оказавшись на свободе. Но и тем, что он успел совершить.
- Об этом – эпизод встречи с грузинской девушкой.
Он небольшой, но очень важный в понимании того, что пришлось испытать герою. С жадным интересом наблюдает Мцыри за грузинкой. Она легка и грациозна.
Ряд эпитетов и сравнений помогает нам увидеть ее юную красоту, ощутить появление новых чувств, которые Мцыри еще никогда не испытывал. Мечтательное, неясное предчувствие любви постучалось в сердце героя и пробудило сладкую тоску и печаль. Особенно пронзительно звучат строки о двери, что «отперлась тихонько и затворилася опять…» Курившийся дымками аул выглядит как приглашение к мирной жизни среди людей у семейного очага. Это серьезное препятствие на пути к осуществлению цели – вернуться в родной аул. Встреча осмысляется как искушение, которое герой сумеет преодолеть. Он отказывается от возможного счастья любви ради главного желания - «пройти в родимую страну». Начавшийся диалог с миром был прекращен по воле гордого горца.
- Эпизод боя с барсом
Это центральный эпизод поэмы, в котором с наибольшей полнотой проявляются черты характера Мцыри. Бесстрашие юноши, его презрение к смерти на фоне жажды борьбы и готовности к ней подчеркиваются всем спектром художественных средств. Он «пламенеет» - и эта метафора является в поэме сквозной и организует эмоциональное восприятие текста. Пламенный характер героя раскрыт в действии и дает возможность убедиться, что он «быть бы мог в краю отцов не из последних удальцов». Смелый борец побеждает в открытой схватке с врагом. Мужественный характер Мцыри созвучен ритмичному рисунку строфы. Четырехстопный ямб звучит особенно энергично. Упругость строке придают мужские рифмы. В.Г.Белинский писал: «Этот четырехстопный ямб с одними мужскими окончаниями … звучит и отрывисто падает, как удар меча, поражающего свою жертву. Упругость, энергия и звучное, однообразное падение его удивительно гармонируют с сосредоточенным чувством, несокрушимою силою могучей натуры и трагическим положением героя поэмы».
Что символизирует собою барс?
Это концентрически обобщенный образ мощной, но злой воли природы, которая, одарив юношу чувством счастливого единения с ней, отворачивается от Мцыри. Автор применяет гиперболы, которые в данном эпизоде кажется уместной. И не только потому, что перед нами исключительный герой в необычной обстановке. Мы верим, что невозможное возможно. Достойные противники в состоянии драться на равных. Человек, вооруженный суком, побеждает зверя. И читатель верит в возможность такого исхода боя.
Важный штрих: Мцыри - смелый боец, который способен уважать мужество своего поверженного врага.
Это поединок силы духа свободного человека с физической силой могучего барса и главное препятствие на пути к свободе, которое герой попытался преодолеть. Но сама природа, которую он ощущал родственной себе, отвергла его. Она постепенно меняла свой облик, превращаясь из друга во врага, персонифицировавшись в барсе.
Автор не дает романтическому герою обрести заветную цель. Почему?
Об этом – финальная часть исповеди, в которой используется прием развернутого сравнения с темничным цветком, перенесенным в цветущий сад: «И как его, палил меня огонь безжалостного дня». Завершает сравнение образ тернового венца, свивающегося над его челом. В этом – попытка объяснить свою неудачу, выявить причину своего поражения. Дело не только во внешних препятствиях, которые встали на пути обретения родины. Темничный, одинокий цветок, он не готов к диалогу с миром людей, не способен принять их правду. В этом главная причина его трагедии.
Израненному герою предстоит осознать: его путь на родину был просто движением вокруг монастыря. Кольцевая композиция поэмы завершает круг жизненных исканий героя. История повторяется: Мцыри опять попадает в монастырь умирающим, как когда-то случилось в его детстве. Мечта об утраченной отчизне оказывается недоступной.
Но смысл поэмы заключается в том, чтобы прославить могущество воли, стремление к борьбе, даже если трагический финал неизбежен. Человек, как считает Лермонтов, должен быть свободным. Только тогда он живет полноценной жизнью.
В Мцыри воплощены порыв к действию, смелось, любовь к свободе. Это качества, которые никого не оставляют равнодушным.
Герой Лермонтова – могучая, пламенная натура. Главное в нем – это непримиримость к жизни в неволе, страстность стремления к счастью, которое видится как обретение родины. Мцыри свойственны бесстрашие, смелость и отвага. Он по-юношески чист и целен в своих устремлениях, его душа полна поэзии. В характере героя есть все необходимое, чтобы победить. Но судьба оказывается трагичной. И гибель героя пробуждает в читателе гордость за человека, не изменившего своей мечте.
Центр «Бемби»