- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
А.С.Пушкин. «Медный всадник» -2
Центр развития продолжает публиковать материалы к занятиям по поэме А.С.Пушкина «Медный всадник». Начало статьи – см. А.С.Пушкин. «Медный всадник» - 1 посвящено анализу вступления к поэме. Данная публикация содержит материалы к анализу 1 части поэмы. Взят также эпизод начала 2 части. В качестве видеоряда мы использовали иллюстрации М.Бычкова, взятые из ресурсной базы нашего центра развития.
1 часть поэмы
В этой части поэмы облик Петербурга меняется, с него словно сползает позолота, исчезают золотые небеса: город оказывается во власти «осеннего хлада», воющего ветра, сердитого дождя. Он превращается в крепость, осажденную Невой.
Во второй части поэмы появляется новый герой – молодой чиновник Евгений. Его судьба явилась результатом петровских преобразований. Потомок когда-то громких славой бояр, чьи имена запечатлены на страницах родной истории, он влачит существование в огромном современном городе и мечтает о том, чтобы получить место, дающее доход, достаточный для содержания семьи.
Как соотносятся его мечты с мыслями Петра 1, которые представлены во вступлении к поэме?
Удивительна архитектоника произведения. Поэма начинается с устремленных вдаль дум Петра Великого. А в первой части автор знакомит нас с мечтами Евгения, находящегося в самом низу той властной вертикали, что и была построена в соответствии с планами императора.
Мы видим величие замысла Петра, его патриотизм, понимание исторических закономерностей. Он предстает как решительный, деятельный, мудрый государственный деятель, которым руководит идея блага Отечества.
Евгений живет в Коломне. Богатые люди в этой части города не селились. Он мечтает о простом и смиренном счастье маленького человека. В них нет высокого полета романтической мечты, но Пушкину близки и дороги эти представления о простом семейном счастье. В «Отрывках из путешествия Онегина» он писал: «Мой идеал теперь - хозяйка, мои желания – покой, да щей горшок, да сам большой».
Но это скромное счастье герой мечтает обрести внутри созданного Петром 1 государства и его новой имперской столицы. Страшная цена заплачена за великолепие этого города. Бедный Евгений и его маленькая обыденная драма нужны поэту, чтобы раскрыть бесчеловечность волевой государственности. В этой империи не может быть достойного существования маленького человека, как не будет и взаимного уважения власти и конкретного человека. В поэме в обобщенной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворенное в начале поэмы в образе Петра 1, затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника». И простой человек, чья скромная мечта о семейном счастье рушится в роковой ноябрьский день.
Наводнение стало следствием принятого Петром 1 решения основать город в устье Невы, на затопляемом и ненадежном месте. Эта причинная связь подчеркнута и во вступлении, и в первой части поэмы: «… того, чьей волей роковой под морем город основался».
Наводнение становится символом восстания природной стихии против сооруженного вопреки здравому смыслу города, несущего страдания и гибель его жителям.
Оседлав изваянного «сторожевого льва», установленного над крыльцом одного из домов на «площади Петровой», спасшийся Евгений всем своим существом обращен туда, где живет его девушка: «Там она, вдова и дочь, его Параша, его мечта…»
Он готов к любым жертвам ради нее, ради своего счастья. Но остро осознает свое бессилие перед стихией. Эпизод с вышедшим на балкон императором Александром 1 достаточно примечателен.
Мы видим одинокого героя среди разбушевавшейся стихии, всеобщего разрушения и хаоса. Он не растерян, полон решимости все преодолеть. Что видел Евгений, сидя на спине льва? Огромную площадь, заполненную водой. И медный памятник императору, обращенный к нему спиной:
Нева под напором морских волн становится диким зверем, бросающимся на Петербург, грабит, разрушает и убивает. Ее «державное теченье» превращается в гневную бурю, а город – в поле сражения, заваленное трупами и обломками.
Гибнут юная невеста Евгения, ее ветхий домик. Разрушены мечты на скромное счастье бедного чиновника. Это лишает героя рассудка.
Трагические судьбы герое поэмы выражены поэтом с громадной силой и поэтичностью. Кульминационной станет сцена второй встрече Евгения и Медного всадника, которая произойдет через год. Об этом – третья часть поэмы.
(продолжение следует)
Центр развития «Бемби»