- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
А.С.Пушкин. «Зимний вечер» Опыт анализа лирического произведения
Во второй четверти семиклассники знакомятся со стихотворением А.С.Пушкина «Зимний вечер», постижение смысла которого может показаться недоступным начинающему читателю. На дополнительных занятиях в нашем центре развития мы вместе с учеником осваиваем опыт медленного чтения лирических произведений. При работе над «Зимним вечером» использовали разработки Ю.Лотмана, который предлагает свое прочтение этого непростого стихотворения.
Главная мысль стихотворения «Зимнее утро» выражена в его построении. Предлагаем ученикам разбить текст на сегменты и проследить изменение настроения лирического героя.
Особое внимание – первой строфе. В ней – ключ к пониманию этого стихотворения, которое только на первый взгляд может показаться пейзажной зарисовкой разбушевавшейся зимней стихии.
Буря одушевлена, наделена злой силой, враждебной поэту. Она в движении. Её цель – проникнуть в дом любым способом: она то пытается напугать, то обмануть, то разжалобить плачем ребенка или стуком в окошко потерявшегося путника. Обращаем внимание на звукообразы, которые создают реалистическую и в то же время символическую картину.
Мир зимней бури, покрывшей мглой все вокруг, – это внешний мир, который несет поэту горе и несчастье, сулит потерю пути, блуждание в темноте. Об этом поэт размышлял еще в период Болдинской осени, когда за окном – золотой сентябрь, а на бумагу ложились строчки: «Мчатся тучи, вьются тучи, невидимкою луна освещает снег летучий. Мутно небо, ночь мутна». И, как следствие: «Сбились мы. Что делать нам!»
«Дороги нет, и мгла кругом», - найдем мы позже в «Капитанской дочке» прямую перекличку со стихотворением «Зимний вечер». Открытие зимней природы для поэзии и прозы, наполнение ее философским и символическим подтекстом, принадлежит Пушкину. К этому тезису мы еще вернемся в последующих публикациях.
Вторая строфа стихотворения создает образ Дома, так много значащий для поэта. Он уверен, что «самостоянье человека» возможно, если у него есть Дом, в котором жили деды и прадеды, затем внуки получают в наследство главные жизненные ценности и впитывают многовековую культуру, которой наполнено «родное пепелище».
Так сложилось, что родным домом для поэта стал только один – уединенный домик в Михайловском, в котором он оказался в период ссылки. Это период с 1824 по 1826 годы.
«И был печален мой приезд», - вспоминал поэт. Ссылку в родовое имение поэт воспринял как тяжелое испытание. Отсутствие духовного общения с друзьями, материальные трудности, полицейский надзор тяжело переживались поэтом. Однообразие дневного распорядка, зависимость деревенского быта от капризов погоды вначале угнетало Пушкина. Но он был наделен свойством быть гением места: он не подчинился обстоятельствам, а подчинил их себе, сосредоточившись на творчестве. Каждодневные впечатления от простой окружающей действительности пробудили в поэте реалиста. Ю.Лотман: «Тот переворот, который произошел в творчестве Пушкина в Михайловском, выразился в создании произведений с реалистической окраской». Он научился находить поэзию и источники красоты , истину и мудрость в окружающем его мире деревенской жизни. И в михайловских пейзажах отчетливо проступил облик Дома.
Пушкин поселяется не в парадных комнатах, а в комнатке возле крыльца, преобразовав ее в кабинет.
Но в зимний период господский дом отапливался плохо. И поэт поселился в домике у няни.
Противопоставление безопасного пространства своего дома холодному внешнему миру в поэзии Пушкина встречается постоянно.
Но в стихотворении «Зимний вечер» Дом представлен ветхой лачужкой.
При сопоставлении с активной бурей Дом демонстрирует неравенство сил в борьбе.
Одержит ли злое начало победу над Домом?
Мы знаем, какое значение для Пушкина имеет образ радости и веселья. В этом отношении самое показательное высказывание поэта можно наблюдать в «Вакхической песне», где радость, пир, веселье в кругу друзей-единомышленников помогают выстоять: «Да здравствует солнце, да скроется тьма!» «Зимний вечер» продолжает эту тему.
Союзником поэта становится поэзия в образе народной песни.
Последняя строфа носит синтетический характер: соединяются строки первой и предпоследней строфы. И такой композиционный прием подводит читателя к пониманию идеи стихотворения: человеческая стойкость, веселие и поэзия всегда берут верх над силами мрака и мглы.
Первое время, находясь в Михайловском, поэт сетовал на скуку и однообразие деревенского бытия.
Но скоро эта неспешная простая жизнь целебным образом подействовала на него. Подтверждением станут слова Пушкина: «Поэзия, как ангел-утешитель, спасла меня, и я воскрес душой».
Редких гостей он мог принять в кабинете. Во всем поэтический беспорядок, который говорил о вдохновенном труде: исписанные листы бумаги, всюду валяются обкусанные кусочки перьев. Он с самого лицея писал перьями, которые едва можно было удержать в руках. Из письма приятелю в Одессу: «Вечером слушаю сказки моей няни. Она единственная моя подруга – и с ней мне не скучно».
Народный быт и народная поэзия, атмосфера провинциальных дворянских гнезд создавали фон, на котором творчество поэта приобретало новые черты.
Центр развития «Бемби»