- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Ч.Айтматов "Белый пароход". Каким мне представляется главный герой
Итогом занятий по обучению анализу литературного произведения в нашем образовательном центре всегда становится эссе, которое пишет ученик. В разделе «Школьникам и выпускникам» на страницах сайта образовательного центра «Бемби» можно найти много примеров работ, выполненных ими. Ниже мы приводим работу ученика 7 класса Бондаренко С., которому было предложено поразмышлять над повестью Ч.Айтматова «Белый пароход». Обычно мы сопровождаем публикации иллюстративным материалом, который берем в своей библиотеке ресурсных материалов.
Повесть Ч.Айтматова «Белый пароход» никого не оставляет равнодушным. Заповедный лес в горах, прозрачная синь Иссык-Куля, которую можно приблизить, если поднести к глазам бинокль, маралы, вернувшиеся в давно покинутые места. В эту картину гармонично вписывается мальчик и его дед, расторопный Момун, олицетворяющие добро. Автор приведет читателя в этот маленький лесной кордон, чтобы рассказать о трагедии, к которой приведут люди, чья связь с миром природы давно нарушена, а в их душах поселились злость и равнодушие. Нам предстоит стать свидетелями победы зла, главой жертвой которой окажется мальчик. Его чистая душа не примет мир, который предал дед. Автор показывает сложную жизненную ситуацию, в которой главное внимание будет уделено ребенку. Этот удивительный, ни на кого не похожий литературный герой – главное открытие Чингиза Айтматова.
Первое представление о мальчике мы получаем, когда он бежит к автолавке и по пути общается со своими друзьями – представителям мира природы. Камни, травы, цветы для него – живые существа. Поэтому с ними можно разговаривать и вовлекать в игру. Умение увидеть в очертаниях камней доброго Верблюда, опасного Волка помогает нам понять удивительную душу героя повести. Оберегать её помогает камень Танк – несокрушимая глыба, на которой мальчик отважно поплывет по реке. И будет под надежной защитой. Все это говорит о богатом внутреннем мире мальчика и его глубокой связи с миром природы.
Среди растений у мальчика тоже были как верные друзья, так и злейшие враги. Нежные вьюнки – самые умные цветы. Они первыми встречают солнце, раскрывая навстречу лучам одну за другой все закрутки своих венчиков. Если тихонько посидеть рядом с ними, можно услышать, как они перешептываются друг с другом, рассказывая сны. И мальчику казалось, что он понимает их язык, как, впрочем, и муравьи, которые снуют тут и там.
К ковылям же нельзя не относиться снисходительно. Мальчика удивляло их легкомыслие: они же во всем подчиняются ветру. Так же нельзя! И только ширалджины – верные друзья. Почему? Когда обидно и хочется плакать, можно укрыться в их густых зарослях, чтобы никто не увидел слез. Ширалджины спрячут тебя от людских глаз, но не закроют небо, по которому приплывут послушные его воображению облака.
А вот колючий бодяк – злейший враг. И мальчик не уставал рубиться с ним десятки раз за день. Но бодяк все рос и умножался. В этой неустанной борьбе с сорняком герой Айтматова напоминает Маленького принца А.Экзюпери. Между этими мальчиками много общего. Но Маленький принц может вернуться на свою планету, а вот герой Айтматова примет решение покинуть свою навсегда. А ему здесь дорого все.
С целебным воздухом вековых сосен он впитал не только трогательное отношение ко всему, что его окружает, но и веру в Рогатую мать-олениху. Эта сказка заложила основы его мировосприятия. Таким воспитал его дед Момун, который верил в победу добра в мире, где природа и человек изначально связаны нерасторжимыми узами. И по-другому быть не может: все бугинцы – дети Рогатой Матери – оленихи. Она обязательно примчится к своим детям в трудную минуту. Мальчик молил ее принести на своих рогах колыбельку для ребенка, которого нет у бездетной тетки Бекей. Тогда подобреет Орозкул. И на крохотном кордоне жизнь станет спокойнее. Сказку об этой удивительной прародительнице рода бугинцев мальчику постоянно рассказывал дед.
Вторую сказку мальчик придумал сам. Она заключала в себе мечту о встрече с отцом, матросом на белом пароходе и выразила тоску мальчика по семье, которой у него не было. Подчеркнула его одиночество в мире людей. Мальчик постоянно видел белоснежное судно, плывущее по синей глади озера. Правда, чтобы приблизиться к белому пароходу, нужно превратиться в рыбу. Но мальчик был уверен, что это чудо возможно.
В минуту, когда к его друзьям добавится портфель, счастливый мальчик, прижимая его к груди, не подозревал, что этой осенью жизнь приготовит для него тяжелейшее испытание. По приказу Орозкула дед застрелил Рогатую мать–олениху – воплощение добра для каждого бугинца. Увидев отрубленную голову оленихи, пьяного деда и веселящихся вокруг людей, мальчик не смог оставаться рядом с ними. Поэтому превратился в рыбу и уплыл к белому пароходу. «Ты отверг то, с чем не мирилась твоя детская душа… Ты прожил, как молния, однажды сверкнувшая и угасшая», - напишет автор.
Но мы знаем, что чудесного превращения произойти не могло. И холодные воды Иссык-куля поглотили легкое тело семилетнего мальчика. «Детство,- считал Ч.Айтматов, - не только славная пора, детство — ядро будущей человеческой личности». От того, что накопил человек в своей душе и сердце, в какие нравственные законы бытия уверовал, зависят его поступки. Иного выхода герой Айтматова для себя не представлял.
Эта повесть – чтение для серьезных читателей, готовых к размышлениям о роли каждого человека – взрослого или ребенка - в жизни общества. Мальчик прожил короткую, но очень яркую жизнь. Финал повести трагичен и светел. В нем звучит уверенность автора в том, «правда пребудет навеки». Ведь молнии высекаются небом. А небо вечно. И опять появится среди нас мальчик. Рядом с ним будет его дед. Им непременно встретится Кулубек, тоже свято верящий в Рогатую мать-олениху.А она простит людей и вернется в заповедный лес у озера. «И в этом мое утешение», - написал Ч.Айтматов, завершая повесть.