- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Эссе в 11 классе на свободную тему
Тема эссе, в названии которой звучит цитата из стихотворения Н.Заболоцкого,была предложена выпускникам 2017 года. Но нам кажется, что иллюстративный материал, подобранный Э.Ягмуровой, студенткой факультета международных отношений МГИМО при МИД РФ, поможет в разработке многих свободных тем не только 2018 года, но и последующих.
«Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь» (Н.Заболоцкий)
Вольтер, один из величайших французских философов-просветителей, писал: «Жить – значит работать. Труд есть жизнь человека». Наш «жизненный труд» начинается с самых первых дней, когда только учимся ходить, говорить, читать и писать. Мы пытаемся познать мир, понять, что и как в нем устроено. И каждый день, сами того не сознавая, заставляли свою душу и тело трудиться. Но с возрастом, к сожалению, люди становятся более ленивыми, начинают вести праздный, лишенный каких-либо душевных усилий образ жизни. Но важно понимать, что именно в труде, непосильном и каждодневном, рождаются гениальные мысли и идеи. Благодаря борьбе с самими собой, своей ленью, мы можем стать лучшими версиями самих себя.
Что же такое «душевный труд»? Несмотря на кажущуюся сложность вопроса, ответ на него дать очень легко. Никто из нас не рождается идеальным, никто из нас и не становится таковым. Но нужно понимать, что можно с каждым днём становиться просто лучше, пытаясь максимально приблизиться к идеалу. «Душевный труд» каждого человека как раз и заключается в том, чтобы путем бесконечных усилий над собой, над своей природой становиться лучше. Конечно, трудно не остановиться на половине пути, принимая себя таким, каков ты есть, со всеми недостатками, позволяя своим слабостям взять верх. Помните древнюю притчу о двух волках, белом и чёрном? Старый индеец рассказал мальчику о том, что в каждом человеке идет борьба, похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, тщеславие, лень, а другой – мир, любовь, добро, истину. И когда мальчик спросил у старика, какой волк побеждает, индеец сказал ему, что побеждает тот волк, которого человек больше кормит. «Душевный труд» кормит белого волка, а лень и праздная жизнь – черного.
Вспомним Пьера Безухова из романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир», который, пройдя через осознание собственных ошибок, совершенных в поисках правды и своего предназначения в жизни: праздной жизни светского кутилы, несчастливого брака с Элен, разочарования в масонстве, - понял, что не может равнодушно смотреть на страдания других людей и вести бесцельный образ жизни, не может просто брать от жизни всё. Находясь в плену у французов, Пьер видит сон, в котором его учитель географии показал странный глобус, состоящий из множества капель. Капли двигались, перемещались, то сливаясь из нескольких в одну, то разделяясь. «Вот жизнь,- сказал старичок учитель. – В середине Бог, и каждая капля стремится расшириться, чтобы в наибольших размерах отражать его». В центре мировосприятия человека может находиться Бог. Кто-то захочет поместить главную цель жизни, во имя которой его душа готова к ежедневной работе над собой. «Как это просто и ясно, - подумал Пьер.- Как я мог не знать этого прежде?»
А.П.Чехов, один из величайших русских классиков, часто обращался к проблеме отсутствия «душевного труда», что неизбежно ведет к душевной деградации. Ярким примером является Николай Иваныч Чимша-Гималайский из рассказа «Крыжовник», который в погоне за мечтой о покупке собственного имения совершенно забывает о внутреннем развитии. Он подчиняет все мысли и поступки материальной цели. В мечтах об усадьбе с крыжовником он отказывает себе во всем, женится по расчету и откладывает каждую копейку, становясь мелочным и жадным. В погоне за материальными благами он забывает о том, что всё приходит лишь к тем, кто трудится над своей душой. «Человек должен трудиться, работать в поте лица, кто бы он ни был, и в этом одном заключается смысл и цель его жизни, его счастье, его восторги», - писал А.П.Чехов. Он учит нас тому, какими мы должны быть, а какими - ни в коем случае. Сразу вспоминается Астров из пьесы «Дядя Ваня» с монологом о том, что «в человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». И, представляя прелестное лицо Елены Андреевны, заканчивает мысль так: «Она прекрасна, но … ведь она только ест, спит, гуляет, чарует своею красотой – и больше ничего. А праздная жизнь не может быть чистою».
Главное – трудиться «и день, и ночь», как говорил Николай Заболоцкий. Стихотворение «Не позволяй душе лениться» является одним из самых знаменитых произведений поэта. Поэт убежден, что каждый человек создан для того, чтобы совершенствоваться, но развиваться он может только в труде. Понятие «труд» у Н.Заболоцкого не ограничивается физическим, ибо равно важен и труд душевный. Суть каждого человека – это постоянная борьба лени и упорства. И если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет».
В заключение хотелось бы привести цитату великого русского ученого М.В.Ломоносова: «Неусыпный труд все препятствия преодолевает». Каким бы сложным ни казался ваш путь, каждый должен прийти осознавать: ничто не делается не зря. Сложно идти, но путь к звездам проходит через тернии. Сознавая это, мы можем многого добиться: сделать себя лучше, а что еще важнее – изменить мир вокруг.
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.