- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Эссе в 11 классе на свободную тему о смысле жизни

«Смысл жизни как проблема социологии» - такую тему эссе предложили для общественно-гуманитарного направления, приглашающая выпускника 2018 года к серьезному разговору. В нашей статье приведен интересный и разнообразный материал, который поможет ученику построить глубокое самостоятельное высказывание с привлечением примеров из русской и мировой литературы.
Смысл жизни как проблема социологии личности
Биология говорит нам о том, что человек есть животное, им руководят основные инстинкты: крепко спать, вкусно есть, искать себе пару. Однако тысячелетия существования человеческой цивилизации, плоды науки и искусства говорят о том, что человеческой жизни присущ гораздо больший размах, нежели следование инстинктам. Так, согласно пирамиде Маслоу, удовлетворение физиологических потребностей действительно стоит в приоритете: если нет крыши над головой и горячей пищи, трудно заниматься творчеством и думать о высоком. Но если подняться выше по пирамиде потребностей, то мы увидим, что за физиологией следует безопасность, затем – любовь, выше любви – достоинство, а на самой вершине располагается самоактуализация. Как раз в поле самоактуализации располагаются желание творить, следование морали (не всегда общепризнанной), отсутствие предубежденности и умение разрешать проблемы.
Одной из самых трудноразрешимых проблем человечества является поиск смысла жизни. Человек, видя свое разительное отличие от остального животного мира – в способностях, в интеллекте, в наличии устной речи и письменных языков, – не может не задумываться о том, почему именно его биологический вид столь далеко продвинулся по эволюционной лестнице. Почему человек создан именно таким? Нет ли в этом какого-то высшего замысла? Век за веком каждый ищет смысл жизни. Загадка состоит в том, что к единому консенсусу человечество так и не пришло.
Каждый индивидуум сам решает, что есть для него смысл жизни. Для кого-то смыслом жизни является оставить и воспитать потомство, для другого – создать шедевр мирового искусства, для третьего – продвинуть вперед науку, для четвертого – служение Богу и высшим ценностям. Обилие точек зрения порождает враждебность между ними. Так, пролайферы воюют с чайлфри, а атеисты - с верующими. Есть ли единое решение, единая точка соприкосновения?
На протяжении всей жизни каждый человек долго и трудно идет по пути определения смысла своей жизни. Литературные герои каждый по-разному решает для себя этот вопрос. Например, Печорин, герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», ведет дневник и пытается ответить на собственные вопросы: Кто я? Для чего я? Несмотря на то, что Печорина трудно назвать положительным героем, с помощью его личных записей читатель погружается в «диалектику души», вместе с ним пытается прийти к согласию между личными интересами и интересами общества, а главное – между страстями и моралью. Печорин в самом себе осознает невозможность следовать общим понятиям о морали и нравственности, где бы он ни находился – в светском обществе ли, в вольных горах ли – он всюду видит картонность, неестественность. Мотив свободы, так часто встречающийся в произведениях Лермонтова, обретает новые грани: свобода одной личности кончается там, где начинается свобода другой, а Печорин упорно нарушает эти негласные, но осязаемые границы. Смыслом его жизни стало подчинение окружающих обстоятельств собственным страстям, а несдерживаемые страсти, как известно, становятся пороками. Пример Печорина демонстративен: невозможно достичь самой высокой ступени – самоактуализации, - перескочив через любовь и достоинство; самоактуализация не может строиться на физиологии, приправленной «размышлизмами»: «Глупец я или злодей, не знаю; но то верно, что я также очень достоин сожаления, может быть больше, нежели она: во мне душа испорчена светом, воображение беспокойное, сердце ненасытное; мне все мало; к печали я так же привыкаю, как к наслаждению, и жизнь моя становится пустее день ото дня…» А ведь именно любви, именно бережного обращения к чужому достоинству Печорин не может понять и чурается.
Другой литературный герой – Базаров, главное действующее лицо романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», - несколько сродни Печорину. Он также придает жизни смысл сугубо физиологический и высмеивает стремление к прекрасному, к искусству. Это выливается в отрицание им самого феномена любви. Базаров тоже пытается «перескочить» через ступени пирамиды Маслоу. Здесь стоит сделать небольшое отступление: когда человек ищет смысл жизни, на самом деле он ищет счастье. Если сказать человеку, что смысл его жизни – это родиться, размножиться и умереть, то человек будет ошарашен и даже возмущен. Он задаст закономерный вопрос – зачем же тогда человеку дано сознание? Роман «Отцы и дети» был попыткой Тургенева понять «племя младое» нигилистов: как эти люди могут отрицать все на свете, а главное – отрицать красоту? «..В чемодане оказалось пустое место, и я кладу туда сено; так и в жизненном нашем чемодане; чем бы его ни набили, лишь бы пустоты не было...» Для чего тогда жить, если вокруг будет голое поле? Смерть Базарова не случайна: в какой-то момент он понимает, что, не пройдя через ступеньку любви, он не сможет познать смысла жизни, не сможет, разрушив все, создать нечто новое и прекрасное, ибо без любви нет красоты. Внутренним чутьем он понимает, что смысл жизни для него потерян, а когда угасает душа, угасание плоти – лишь дело времени или случая.
Последнее утверждение не может логически не привести нас к Мартину Идену, герою одноименного романа Дж. Лондона. Пожалуй, из нашей подборки это пример наиболее свежей, чистой и честной души, открытой миру и людям. Именно Мартин нутром улавливает необходимость прохождения всей пирамиды целиком: он учится, его цель – написать красивый роман обо всей той красоте, которая называется «окружающий мир», которая и есть сама жизнь. Он хочет выдернуть людей из жизненных передряг на поверхность, помочь им вдохнуть соленый ветер, почувствовать палящее солнце на своей коже, качку корабля, идущего по волнам. Он усердно учится облекать радужный калейдоскоп своих мыслей в слова, которые способны увлечь, показать и объяснить. Он единственный проходит через все ступени пирамиды: любит Руфь, пытается добиться своими успехами ее любви, ищет достоинство в себе, умеет видеть его в окружающих: «Вы так молоды, Мартин, мой мальчик, так молоды. Вы взлетите высоко, но у вас тончайшие крылья, а узор на них — прекраснейшая пыльца. Не опалите их». Он успешно доходит до вершины, до самоактуализации – вот он известный писатель, вот его любит Руфь, вот он богат, и у него есть изысканная еда и крыша над головой, вот его уважает общество, оказывает ему почести. Но… все это тоже оказывается не тем, что нужно. Почему? Потому что пирамида, образно выражаясь, оказалась из пенопласта: каждая ступень в ней была фальшивой от и до. Тяжело взобраться на вершину и обнаружить, что это вовсе не гора, а всего лишь декорация в театре. Так и Мартин Иден не смог остаться актером.
Так в чем же смысл жизни? Как влияет он на становления человека? Вопрос, на который, пожалуй, нельзя дать однозначного ответа. Герои мировой литературы интересны именно тем, что непрестанно ищут смысл жизни, ее конечную цель, а в процессе поисков развивают свою душу и личность, разница лишь в том, что некоторые герои развивают душу в знак «плюс», а некоторые – в знак «минус». Литература же есть не что иное, как отражение живой жизни. Ясно лишь одно: без поиска смысла жизни, без желания наделить свое существование высшими целями невозможно развитие души и личности. Личность, руководствуясь собственными целями, проходит различные стадии развития. Нам всем не разных этапах жизни свойственны наивность детства, бунтарство юности, активность и желание изменить мир молодости, солидность зрелости, покой старости. Может быть, в этом и заключается смысл жизни – достигнуть покоя? Может быть, это и есть вершина социологии личности? С этим утверждением кто-то согласится, а кто-то поспорит. Главное – поиски продолжатся. А уж чем они закончатся – для каждого секрет.
Овчеренко У.