- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Готовимся к эссе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Для эссе, в котором предлагается оценить актуальность романа Тургенева, необходимо неспешное прочтение «Отцов и детей». Тогда опубликованные ниже материалы окажутся полезными. Вы дополните предложенные тезисы собственными наблюдениями, приведете отобранный вами цитатный материал - и тема эссе будет раскрыта убедительно и глубоко.
Что устарело в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и что современно?
Современен ли роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
Принято считать, что Иван Сергеевич Тургенев обладал способностью тонко улавливать, предугадывать настроения, только зарождавшиеся в обществе. Он стремился ставить злободневные для его современников вопросы. Так, в романе «Отцы и дети» Тургенев сделал попытку вывести и понять тип «нового человека» – нигилиста, который, являясь по происхождению разночинцем (и уже поэтому непонятным образованной дворянской элите), ставит под сомнение существующие принципы и закономерности: отвергает значимость истории, культуры, искусства. Более того, нигилист (в романе это Евгений Базаров) радикально настроен на тотальное разрушение прежних авторитетов и положения вещей. Но не только внешне. Он, что важнее, готов к перестройке сознания, внутреннему освобождению от «старого».
Может показаться, что идея вечного сопротивления старого и нового, стремление «новых людей» найти изъяны в образе мышления своих «отцов» и есть то современное, актуальное во все времена, что делает этот роман понятным и значимым независимо от того, читают его критики времен И.С. Тургенева или современные любители классики.
Это, возможно, и так. Но это далеко не всё!
Иван Сергеевич Тургенев, давая возможность своему герою на практике проверить точность своих убеждений, приводит читателя (самого Базарова, наверное, не до конца…) к мысли о том, что же является вечными ценностями, устаревание которых, по его глубокому убеждению, происходить не должно.
Особенно показательными в этом смысле представляются сцены, иллюстрирующие взаимоотношения отца и сына Кирсановых. Любовь отца, его стремление понять «новые мысли» сына. Любовь сына, понимающая слабости своего отца, не позволяющая усомниться в чистоте и искренности его новой сердечной привязанности (идеально-неприкосновенный образ Фенечки – крестьянки, описанием достойной самой прекрасной «тургеневской девушки»!).
Также читатель, эпохи вчерашней иль сегодняшней (и этого хочет, несомненно, сам автор), не может не сочувствовать и семье Базаровых. Семье, где, внутренне безмерно близкие друг другу, люди вынуждены в силу определенных мотивов сдерживать свои чувства. Сын, уверенный в «ослабляющем волю эффекте» любых привязанностей, всячески отталкивает от себя своих родителей, старается быть холодным и безразличным и приходит в «великое раздражение» от попыток матери «насытить вое материнское сердце». Родители же, боясь нарушить спокойствие своего сына, не смеют выказывать своей любви к нему и лишь украдкой, обнявшись, грустят о своем Енюшечке. Так, отношения в семье, хотя и далеко не всегда гладкие, но проникнутые внутренним стремлением сделать близкому человеку лучше, облегчить его душевные муки, становятся важнее, чем сотрясающие привычный ход вещей эпатажные поступки главного героя.
А что ж с любовью? Что может быть незыблемее и притягательнее во все времена, чем стремление двух любящих сердец обрести счастье! Но и тут Тургенев со свойственным ему тайным психологизмом подсказывает нам, какая любовь по-настоящему достойна называться истинною, а какая «сгинет» под давлением рационального. Нигилист Базаров, презирая «всю эту рассыропицу», не избежал участи отвергнутого влюбленного, как бы подтверждая безмерную правоту любви в споре с холодным разумом. Вечный аристократ Павел Петрович Кирсанов остро ощущает свое душевное одиночество, даже ущербность, видя искренние чувства между своим братом и крестьянской девушкой, способной сделать счастье мужчины. Анна Сергеевна Одинцова лишь у постели умирающего Базарова показана читателю искренней, способной к истинным чувствам. В остальном же авторская позиция явна: «Анна Сергеевна недавно вышла замуж, не по любви, но по убеждению…за человека очень умного, законника…человека еще молодого, доброго и холодного как лед. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй, до счастья... пожалуй, до любви». На этом фоне непритязательная, но делающая все вокруг лучше любовь Аркадия и Кати кажется особенно прекрасной.
И наиболее, наверное, значимой для автора становится финальная картина романа, столь же печальная, сколько и дающая надежду на будущее. Вечна любовь родителей к своему сыну (хотя и сторонившемуся этой любви), как и вечно стремление природы к жизни, обновлению. И надежда на такое желанное «примирение» «отцов» и «детей», «старого» и «нового», «мнимого» и «истинного», «вечного» и «временного» также никогда не перестанет теплиться в сердце и разуме новых поколений.
Брянская М.А.