- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Готовимся к выпускному эссе по роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Эта тема эссе из списка 2017 года останется востребованной всегда. Раздел свободных тем становится более обширным, разнообразным. Размышления о герое лермонтовского романа будут уместны при написании эссе, посвященных выбору жизненной цели, поиску смысла жизни.
В чем проблема «лишнего человека»
Если не знать, почему в названии темы эссе выражение лишний человек взято в кавычки, то и тогда, наверное, возможно понять, что быть лишним человеком среди своего окружения – это нелегко. Это значит быть одиноким. Всем ли это под силу...?
В литературе под «лишним человеком» принято понимать тип героя, который обязательно умнее, лучше своих современников, но (следовательно?) не понят ими, а значит – одинок, а значит – почти всегда несчастен. Таков Чацкий, таков Онегин, таков Печорин. Черты этого типа находят и в Базарове, и в Обломове, лишним в этом мире в определенный момент своей жизни ощутил себя и Раскольников, особенный в этом же отношении и толстовский Андрей Болконский.
У М.Ю. Лермонтова же «лишним» стало целое поколение, поколение образованных, думающих, все понимающих людей, представленное в лице «героя» своего времени Григория Печорина. Психологичность романа, его дневниковая исповедальность позволяет читателю практически с абсолютной уверенностью выявить причины, по которым когда-то прекрасная, светлая душа человека, готовая на подвиги и служение своему Отечеству, превратилась в выгоревшую пустыню, где нет места искренности, сочувствию и любви.
Так получилось, что все самые лучшие качества Печорина обратились против него, причинив ему только боль и разочарование. Его прозорливость, умение видеть и понимать душу другого человека стали причиной недоверия к людям, возникновения чувства глубочайшего презрения к слабости другого (образ Грушницкого, к примеру, в этой связи не столько мелок и ничтожен, сколько жалок и трагически несчастен: «Стреляйте! – отвечал он. – Я себя презираю, а вас ненавижу. Если вы меня не убьете, я вас зарежу ночью из-за угла. Нам на земле вдвоем нет места...»). Его умение видеть настоящее, искреннее в людях противостоит необходимости вечного поиска новых впечатлений даже тогда, когда, казалось бы, счастье так близко («Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой»). Его глубокий ум и склонность к рефлексии не принесли ничего, кроме понимания собственной ущербности. Даже возможность близкой гибели не вызывает в герое ничего, кроме горькой самоиронии («Что ж? умереть так умереть! потеря для мира небольшая; да и мне самому порядочно уж скучно. Я – как человек, зевающий на бале, который не едет спать только потому, что еще нет его кареты. Но карета готова... прощайте!..»). Удел «лишнего» Печорина – критический анализ себя и окружающего мира с неминуемом выводом о невозможности существования дружбы, верности, любови к женщине…
Итак, Печорин умнее, глубже, проницательнее многих, однако вечное «горе от ума» не миновало и его. Он понимает все, но ни один не способен понять его. Печорин одинок, как ищущий бурь парус…И здесь проявляется главное следствие одиночества, неодинаковое для всех одиночек, но очевидное для героя Лермонтова, – Печорин глубоко несчастен! Тот, кто думает только о своем внутреннем Я, тот, кто других делает лишь средством развлечения своего холодного сердца, – страдает от одиночества!
Отчего же так? В чем причина того, что лучшие представители общества не видят смысла в собственном существовании, не видят будущего, что «хандра», скука и одиночество – вечные спутники ума? Печорин убежден, что виной всему общество, не способное ценить искренность, пылкость души, нравственную чистоту, общество, которое способно порождать только себе подобных лицемеров, уничтожать инакомыслящих: «Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли».
Сегодня быть «лишним», наверное, не так страшно, ведь нас учат быть самодостаточными, находить смысл существования в себе самом, поощряются уверенность в себе и независимость от окружающих. Но оттого все больше вокруг одиноких людей, не умеющих видеть и принимать не только свою особенность, не признающих уникальность каждого, кто рядом. И прав будет великий романтик Лермонтов, если с той же печалью будет глядеть на новое, уже наше, поколение самодостаточных, но лишних (уже без кавычек) людей. Хотя надежда на то, что смысл в существовании на этом свете человека все же есть, остается незыблемой.
Брянская М.А, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ им. М.В.Ломоносова
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.