- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Материалы для написания эссе по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие»
В разделе «Школьникам и выпускникам» мы размещаем материалы для эссе на литературные и свободные темы. Ниже представлены размышления по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие», которые помогут понять идейное содержание произведения, познакомиться с подробными характеристиками главных образов книги. Статья затрагивает проблему правды в освещении тех трагических событий. Предложенная информация будет полезна при написании эссе, посвященного теме Великой Отечественной войны в произведениях писателей 20 столетия.
Великая Отечественная война – это величайшая трагедия народа. Она унесла миллионы жизни моих соотечественников. И мой долг, долг моих современников – помнить о войне, мужественно отстаивать правду о ней, не предавать поколение, выстрадавшее победу.
Честные художники, прошедшие через муки ада войны, искренно хотели написать о пережитом, чтобы потомки знали, как начинаются войны и чем они заканчиваются. Военный корреспондент, писатель Б. Горбатов признался: «Как и всякий военный журналист, я видел много горя. Я видел костры и виселицы, землю, изрытую снарядами, людей без крова, детей без детства. К этому нельзя привыкнуть, писать больно. Жалки мои строки, мой язык беден, и талант мал, и голос немощен. И это не даёт мне покоя. Кровь заливает сердце и заставляет искать неизбитые слова».
Именно кровью сердца написаны книги Б. Васильева «Завтра была война», «В списках не значился», «А зори здесь тихие» и др. Эти книги меня взволновали. Они честные, бескомпромиссные, созданы фронтовиком.
Особые чувства вызвала повесть «А зори здесь тихие…».
Действие происходит на разъезде, разбомбленном немцами. Поезда перестали здесь останавливаться. Но самолёты противника летали ежедневно. Там стояли зенитные батареи. Шел май тысяча девятьсот сорок второго. От тишины и безделья солдаты гуляли, пили. И комендант Васков слёзно молил начальство прислать непьющих бойцов.
Наконец просьбу исполнили. Васков оторопел: перед домом стояли две шеренги сонных девчат.
«У войны не женское лицо» - назвала свою книгу Нобелевский лауреат Светлана Алексиевич. Участник войны Б. Васильев честно и сурово пишет о войне с женским лицом.
Вот Рита. Васкову она кажется чрезмерно строгой и странной. Он ведь еще не знает, что её муж, пограничник, погиб на второй день войны в утренней контратаке. Не знает старшина, что рядом в городе живёт её сын Альберт (Алик) с бабушкой.
Рита часто вспоминает тот школьный вечер, на котором она познакомилась со своим застенчивым лейтенантом Осяниным. О его смерти узнала в июне. С трудом добилась, чтобы её отправили на фронт, а потом попросилась на тот участок, где стояла застава. У Риты были «вполне реальные цели для ненависти. Ненавидеть она научилась тихо и беспощадно». Женщина призвана любить, созидать. Но война учила «науке ненависти». Парадокс войны: старший лейтенант Осянина подчинённых девчонок держала в строгости. «Сама жила, затянутая ремнём».
В её подразделение («в здоровый коллектив») комиссар определил на перевоспитание подругу одного из штабных командиров. Борис Васильев создаёт незабываемый портрет Жени Комельковой: «Высокая, рыжая, белокожая. А глаза детские: зелёные, круглые, как блюдца». Замкнутая в своём горе Рита рассказала ей свою жизнь. С какой целью? Укорить хотела, пример показать… В ответ услышала: «Значит, и у тебя к фашистам личный счёт имеется?»
Рита не понимала фронтовых любовных романов, считала их «запретными». О чём прямо сказала Жене. И в ответ услышала страшную трагедию семьи Жени: на её глазах фашисты расстреляли маму, сестру и братишку. Женя чудом уцелела. И решила отомстить врагам за смерть близких. После откровенного разговора с Женей Рита «оттаяла, словно бы дрогнула где-то, помягчела». Они стали неразлучны.
Разные девушки попали в зенитный батальон. Но их всех объединило одно: жажда отстоять родную землю во что бы ни стало.
В отделении у них «замухрышка» одна была, Галя Четвертак.
Худющая, «востроногая», косички из пакли… Детдомовка. Подкидыш. Жила в придуманном мире. Придумала себе историю о маме-медике. Мечтала о сольных партиях, длинных платьях, всеобщем поклонении. Война застала Галю на III курсе библиотечного техникума. В первый же понедельник вся их группа явилась в военкомат. Группу взяли на фронт, а Галю нет: не прошла ни по возрасту, ни по росту. Но Галя штурмовала военкомат и отчаянно врала. В порядке исключения направили в зенитчицы.
Реальный военный мир оказался суровым и жестоким. Галя растерялась. Но её поддерживали Рита и Женя.
А вот зенитчица Соня Гурвич, переводчица, чьи родители остались в Минске, не успели эвакуироваться и погибли.
Умная, образованная, даже в походе мы видим ее с томиком стихов Блока. В вещь-мешке семейная фотография. На фотографии большая дружная еврейская семья.
Иная история с Лизой Бричкиной. «Вот толковая девка!» - говорит Васков. С Брянщины. Отцу помогала. Он лесник. На кордоне жили. Васков называет её «своей», «лесной». Лиза жила замкнутой трудной жизнью, ухаживала за больной матерью, занималась хозяйством. Верила в свой счастливый завтрашний день. Но время шло, сверстники либо учились, либо уже работали. Она была странно одинока. Мать вскоре умерла. Лиза ждала осени, чтобы начать учёбу в техникуме, в городе. Но началась война, и Лиза попала на оборонные работы. Потом «прилепилась» к зенитной части.
Автор последовательно и неторопливо рассказывает о старшине Васкове. С юности – Евграф Федотыч – и кормилец, и поилец, и добытчик. Летом крестьянствовал, зимой зверя бил. Пережил семейную трагедию: измену жены, смерть сынишки.
Опыт предвоенной мирной жизни помог ему одному расправиться с отрядом диверсантов. Но не помог сохранить и сберечь девчонок-зенитчиц. И это тоже горькая правда той войны.
Известие о врагах, затаившихся в их лесах принесла Рита. Она возвращалась из города – была на свидании с сыном и мамой. Взволнованная, она говорила старшине: «Сама видела. Двое. С автоматами и какими-то свертками. В маскировочных халатах».
По приказу пятеро бойцов: Рита, Лиза, Соня, Галя, Женя – отправляются для преследования врага.
Васков догадался, что диверсанты идут на Кировскую железную дорогу и Беломорско-Балтийский канал. За околицей старшина оглядел свою «гвардию», и сердце его сжалось: винтовки чуть прикладами не по земле волочатся.
Комендант Васков хорошо знал эти места – был промысловиком. По чуть приметной тропе в болотах провёл он своих бойцов к двум озёрам, куда, по его предположению должны выйти фашисты.
Отряд предполагал по-прежнему, что гитлеровцев двое. Девушки со своим командиром приготовились к атаке.
Стали появляться из леса немцы. Двое… Трое… Пятеро… Шестнадцать!
«Не было у Васкова ни пулемётов, ни мужиков-богатырей, а была пятерка смешливых девчат да по пять обойм на винтовку». Оттого-то и обливался Васков: и остановить врага нельзя – и не остановить нельзя! (Типичная военная ситуация !..).
Он принимает решение сбить с пути немцев, направить их в обход, а Лизу Бричкину послать за подмогой в часть. Девушки придумывают и осуществляют «спектакль»: будто бы в лесу работают лесорубы. Развели костёр, весело перекликаются, старшина валит деревья. Женя на себя самое опасное! «В десяти метрах от автоматов».
А в это время жуткий одинокий крик Лизы звенел над ржавым болотом. Захлебнулась Лиза болотной жижей. Не спеть ей теперь со старшиной Васковым!.. Не сбылась её мечта в счастливое завтра: очень спешила девушка в подразделении за помощью и нечаянно соскользнула с тропы.
Гибель девушек Б. Васильев описывает скорбно и значительно.
Соня бросилась за кисетом Васкова: Рита забыла его принести. И вдруг все услышали «странный выкрик Сони»… Фёдор Евграфович, холодея, уже знал, что он обозначает и казнил себя за то, что недоглядел, сгубил переводчика своего, с которым вчера ещё котелок пополам делил». По свежим следам Васков с Женей настигли убийц. Старшина расправился с одним из них, а второй, опомнившись, чуть не прикончил Васкова. На помощь подоспела Женя Комелькова. Тяжедо дался Жене этот страшный момент истины… Федот Евграфыч не трогал Женю, зная по себе, что первая рукопашная всегда ломает человека, т.к. он переступает через естественный, как жизнь, закон «не убий». На новый лад надо было перекраивать совесть».
«А тут ещё женщина, мать будущая, в которой самой природой ненависть к убийству заложена».
Васков решил, что теперь он не имеет права лёгкой смертью казнить немцев.
Во время похорон Сони Васков сказал очень важные слова: «Могла детишек нарожать, а те бы – внуков и правнуков, а теперь не будет этой ниточки. Маленькой ниточки в бесконечной пряже человечества…»
Война убивает будущее поколение!..
И ещё одна жуткая подробность войны: сапоги убитой Сони приказано надеть Гале Четвертак, потерявшей обувь в болоте. В очередную разведку старшина берёт «струсившую» Галю. Он должен был понять, почему немцы уклонялись от боя. «Война – это ведь не просто кто кого перестреляет. Война - это кого передумает». В ложбинах увидели убитых фашистов. Их пристрелили свои же. Раненых добивали.
Не выдержала Галя «испытания разведкой». С криком метнулась она через поляну, наперерез диверсантам. Коротко ударил автомат…
Теперь Васков должен увести подальше гитлеровцев от Риты и Жени. И начинается мучительный марафон. Фашисты гнали его без передышки. Ранили в руку. Но Васков при всей горечи и отчаянии не признавал себя даже в мыслях побеждённым.
Хитростью Васков завладел автоматом убитого им часового. С трудом находит девушек. Втроём они приготовились «держать оборону». «И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он был сейчас последним сынком и защитником».
В жестокой перестрелке была смертельно ранена Рита. И Женя уводила немцев в глубь леса, подальше от подруги. Последний разговор Риты и старшины Васкова очень важен. Только теперь узнает о сыне Риты, о больной матери. Об отце, пропавшем без вести. И обещает позаботиться о её сыне.
Васков мучается от сознания своей вины за смерть девушек. На его замечание: «Все же понятно, война - старшина с горечью говорит, что в мирное время трудно будет объяснить, почему девочкам пришлось умереть. Дорогу Кировскую берегли да Беломорский канал ?!! Слова Риты - это мысли многих воевавших: «Родина ведь не с каналов начинается. Совсем не оттуда. А мы её защищали. Сначала её, а уж потом - канал». Значит, жертвы не напрасны…
Женька умерла мужественно, в открытом бою. Она могла затаиться, переждать – уцелеть!.. Но она не захотела. Стреляла, пока были патроны… И немцы добили ее в упор.
И последняя жертва этого похода – смерть Риты. Она и придала изнемогающему Васкову силы взять в плен оставшихся диверсантов. И ещё. Фашисты просто подумать не могли, что один он против них…
Б. Васильев выбрал ситуации экстремальные, жестокие. Но для меня главное то, что «страдания людей он пишет через собственную боль». В книгах Б. Васильева – ощущение страшной трагедии, потому что жизнь, которую он описывает, соткана из правды – жестокой, бескомпромиссной, честной. Это его правда о войне.
Своё понимание правды о Великой Отечественной войне у К. Симонова («Живые и мертвые»), В. Гроссмана («Жизнь и судьба»), В. Некрасова («В окопах Сталинграда»), К. Воробьёва («Убиты под Москвой»), Ю. Бондарева («Батальоны просят огня») и др. эту правду называют «окопной». Это исповедь поколения, исповедь боли, горькой памяти.