- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Мой любимый персонаж русского серебряного века -2
Продолжаем публикацию материалов для написания выпускного эссе для естественно-математического направления. Ученики, которые приходят в наш центр развития на консультации по русскому языку и литературе, могут поделиться материалами, которые легли в основу их итоговых работ. В качестве любимого персонажа русского серебряного века они выбрали лирического героя стихотворений Н.С.Гумилева. А познакомившись с фактами его жизни, включили некоторые из них в канву своих рассуждений. Первый вариант работы на данную тему можно посмотреть по ссылке https://bambi-astana.kz/news/moy-lyubimyy-personazh-russkogo-serebryanogo-veka
Сделать работу еще более интересной и необычной поможет статья, тоже написанная выпускницей Республиканской физико-математической школы.
- Если захочется включить в эссе сведения и жизни Н.С.Гумилева, в предложенном ниже материале можно выбрать наиболее впечатляющие факты.
Николай Степанович Гумилев родился в 1886 году в Кронштадте, в очень «морской» семье: его отец был корабельным врачом и часто отправлялся в кругосветные путешествия. Он много рассказывал сыну о голубых морях и океанах, искрящихся от яркого солнца, экзотических фруктах, высоких пальмах и старых хижинах на необитаемых островах. Детство Анны Ивановны, матери поэта, тоже состояло из сказок о море: ее отец был адмиралом. В 16 лет Гумилев выкрасил стены в своей комнате в голубой цвет, подобный цвету морской волны. Мальчик представлял себя капитаном, который откроет миру неизведанный мир. И обретет славу. Даже писать стихи он начал из жажды славы: никто из его сверстников не умел, а у него получалось – с шестилетнего возраста.
Мечта мальчика о путешествиях исполнилась через несколько лет. Во время своей учебы в Сорбонне, в Париже, он осуществил свое первое путешествие в Африку. Несколько лет он откладывал деньги из ежемесячной родительской помощи и даже написал письма родителям заранее, чтобы его друзья отправляли их, пока он будет в отъезде.
В Париже он выпустил книгу «Романтические цветы». Прочитав сборник его стихотворений, можно четко определить любимые темы творчества. Первой, определенно, была любовь к путешествиям и экзотическим странам.
- В основную часть эссе важно включить размышления о наиболее ярких произведений поэта, которые убедительно подтвердят, почему именно этот лирический герой стал любимым.
Стихотворение «Капитаны», я думаю, является одним из самых значительных произведений Гумилева этого периода. Оно в полной мере отражает натуру поэта: тонкого, ранимого романтика, который всю жизнь грезил о путешествиях.
На полярных морях и на южных,
По изгибам зеленых зыбей,
Меж базальтовых скал и жемчужных
Шелестят паруса кораблей.
На протяжении всего стихотворения прослеживается «морской фон». Такая яркая картинка, которую он описывает, говорит о том, насколько ему хоть раз хотелось почувствовать себя капитаном корабля:
Быстрокрылых ведут капитаны,
Открыватели новых земель,
Для кого не страшны ураганы,
Кто изведал мальстремы и мель,
- Если автору эссе удаётся проследить интертекстуальные связи, его работа приобретает особую глубину. Стихотворение «Капитаны» отсылает нас к лермонтовскому «Парусу».
Парус в стихотворении «Капитаны» можно сравнить с парусом Лермонтова. В стихотворении Гумилева мы представляем большой корабль, которым управляет сильный капитан, способный справиться с любой стихией. Вся история путешествия пропитана важной миссией, делом всей жизни. Мы представляем корабль как одушевленное существо, осознающее важность дела своего капитана. У Лермонтова же все наоборот. Его парус скитается по морям без цели, без мечты, гонимый условиями жизни, в которой он не может более существовать. Он не знает, что кинул и что ищет. Мы не видим одержимости делом и призванием.
- Стихотворение «Жираф» написано в другой тональности и открывает нам лирического героя с другой стороны.
Но самым любимым произведением из серии стихотворений о тропических странах является «Жираф». В нем - невероятное сочетание детского восторга от чего-то нового и неизведанного и оттенка грусти, вызванного отсутствием возможности поделиться своими эмоциями.
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд,
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф…
Мы видим искреннее желание автора поделиться своими впечатлениями, понимаем, как сложно заставить свою собеседницу почувствовать то же самое. Он робко начинает свою историю об Африке и жирафе, которого он там видел и который так ему запомнился. Поэт не знает, сможет ли затронуть ее сердце своим желанием размыть серость и скуку петербургской жизни, но рискует, потому что ничего ярче и сильнее, чем собственные воспоминания, у него нет:
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Любопытно, что автор использует такой эпитет, как «мраморный грот». Саванна в Африке, где бродит одинокий жираф, не предполагает мраморных гротов. Лирический герой все еще не знает, интересно ли ей, слушает ли она его экзотическую сказку, поэтому старается убедить ее в волшебстве нарисованной картины: «Я знаю, что много чудесного видит земля…» Он очарован видами африканской природы, которой сродни и «черная дева», и «страсть молодого вождя», но…
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
Теперь мы видим, почему его рассказ был таким робким и неуверенным. Сплетенные руки, обнявшие колени, потухший взгляд – все это напоминает лермонтовский образ Демона на полотне М. Врубеля. Он выражает безразличие, погруженность в свой мир, которому все вокруг чуждо.
Мы понимаем, почему автор так отчаянно хочет заставить поверить в красоту, - она забыла, что это такое:
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Поэт знает, что у его собеседницы воображение уснуло или его почти нет, поэтому крайне осторожно и трепетно продолжает свой рассказ об озере Чад и жирафе, повторяя подробности, желая быть услышанным. Он хочет вернуть ей талант удивляться, ценить красоту жизни. Эти строки, наполненные жизнью, светом, чудом, ярко контрастируют с серым дождем и туманом темного Петербурга.
- Возможно, автор эссе захочет рассказать о любви всей жизни поэта к Анне Ахматовой, женщины удивительной красоты, таланта и судьбы.
В большинстве стихотворений Гумилева прослеживается именно этот образ женщины, с тонкими руками и грустными серыми глазами.
Два начинающих поэта познакомились в Царском Селе. Ему было 17, он зачитывался Оскаром Уайльдом, мечтал о чистой любви и старался создать образ романтического героя, непонятого и недооцененного. Анне было 14. Непосредственная, живая, она очень сильно походила на романтическую героиню, о которых так много читал Гумилев. Он сразу же влюбился. Они проводили время вместе, но девушка не воспринимала его всерьез. Он просил ее руки, три раза она ему отказала. Два раза он пытался покончить с собой. Гумилев обожал Анну, посвящал ей свои лучшие стихи и... не сдавался. На четвертый раз сердце Ани растаяло, и пара обвенчалась. Они прожили вместе 8 лет. К сожалению, у них не было счастливой семейной жизни. Поэту наскучил быт, и он нашел новую музу.
- У каждого поэта есть произведения, в которых он пишет о своем понимании предназначения поэта, об особенности своего дара. Таким программным высказываем Н.С.Гумилева является стихотворение «Шестое чувство».
Поэт считает, что «шестое чувство» имеет божественное значение, и сравнивает его с крыльями ангела. Но процесс обретения этого дара он описывает длительным и болезненным: «Под скальпелем природы и искусства кричит наш дух, изнемогает плоть, рождая орган для шестого чувства».
Это произведение очень напоминает стихотворение Пушкина «Пророк». Оба автора описывают непростую судьбу поэта. «В пустыне мрачной я влачился, — и шестикрылый серафим на перепутье мне явился»:
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Обретение «шестого чувства» делает поэта пророком, способным «глаголом жечь сердца людей», что делает творчество поэта бессмертным.