- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
"Невольник чести» в лирике поэтов 19 века и в казахской поэзии
Мы продолжаем публикацию материалов, которые могут помочь школьникам подготовиться к суммативному оцениванию по литературе. Программный материал второй четверти 8 класса выстроен вокруг раздела «Любовь и честь». В статье о «Последней песне акына Смета» О.Сулейменова» дан исчерпывающий анализ стихотворения казахского поэта, в котором поднимается и на притчевом материале решается проблема чести, как ее видит и чувствует главный герой стихотворения Сулейменова. Поскольку тема предусматривает обращение к лирике поэтов 19 века, в этой же статье поднимается вопрос о том, как решает для себя проблему чести герой Лермонтова в «Песне про купца Калашникова». Презентация слайдов о произведении М.Ю.Лермонтова здесь….
Обсуждение проблемы чести в русской литературе мы продолжаем разговором о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова. Предметом нашего рассмотрения станет стихотворение «Смерть Поэта», в котором прозвучит ключевое понятие «невольник чести».
- Обратите внимание на первый слайд. Он посвящен М.Ю.Лермонтову. Нам представляется возможным провести параллель между судьбами двух великих поэтов, для которых святое понятие чести предопределило их трагизм жизни и судьбы. Емкость формулы «невольник чести», прозвучавшей в стихотворении «Смерть Поэта», кажется нам универсальной и приложимой и к размышлениям о Пушкине, и о самом авторе стихотворения.
Дополнительный материал о понятии «честь» - по ссылке
- Второй слайд содержит небольшую, но важную информацию об истории создания стихотворения. И о том, почему Лермонтов дописал его спустя несколько дней.
Ключевое понятие «невольник чести» прозвучит уже в первой строке стихотворения «Смерть Поэта». И далее поэт разворачивает перед читателем свое видение последних дней жизни поэта, которые привели к трагическому финалу. Гибель поэта потрясла Лермонтова. Негодование и скорбь, которые испытали многие после горестного события о кончине Пушкина, получили воплощение в страстном монологе молодого поэта. Так общество узнало в авторе «Смерти поэта» достойного наследника великого Пушкина, который со всей страстью пылкой честной молодости выразил то, о чем другие предпочитали молчать. Лермонтов почувствовал в случившемся на Черной речке движение скрытых сил, усугубивших конфликт «дивного гения» России и его хладнокровного убийцы.
Стихотворение написано высоким стилем. Течение речи перебивают риторические вопросы, восклицания, эмоционально звучат эпитеты («гордой головой», «мелочных обид», «свободный, смелый дар», «дивный гений», «торжественный венок»), сравнения («угас, как светоч», дивный гений), метафоры : «угас… дивный гений, увял торжественный венок». Усиливают обличительный пафос стихотворения анафоры:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной…
Зачем он руку дал клеветникам…
Зачем поверил он словам и ласкам ложным…
Не мог щадить он нашей славы,
Не мог понять в сей миг кровавый..
На протяжении всего стихотворения Пушкин ни разу не называется по имени. Это не случайно. И потому, что современникам не требовалась такая расшифровка и они «считали» ее сразу. И потому, что ситуация противостояния Поэта и Власти, по мысли Лермонтова, не ограничивается событиями 29 января 1837 года. Не указывая конкретных деталей биографии, черт личности Пушкина, Лермонтов создает обобщенный образ Поэта вообще - «светоча», великого, но одинокого, гонимого толпой. И - обреченного на смерть.
- Обратите внимание на третий слайд, чтобы убедится в правоте этого суждения.
- Четвертый слайд содержит важный визуальный текст – репродукцию картины Ульянова, которая позволяет нам дополнить свои представления о последнем периоде жизни Пушкина, предшествующем дуэли. Образ светской толпы из стихотворения Лермонтова здесь обретает зримые черты.
- Слайд 5
Сущность произошедшего в январе 1837 года угадана Лермонтовым со всей полнотой и определенностью. Это заговор высокопоставленных гонителей поэта, посмевшего в одиночку противостоять «мнениям света». Обобщенный портрет гонителей Поэта нарисован выразительными мазками: это «свет завистливый и душный», состоящий из «насмешливых невежд» и «клеветников ничтожных». Конфликт человека чести и противостоящего ему во всем светского общества не мог быть разрешен мирным путем: «Его убийца хладнокровно навел удар… Спасенья нет…»
Характеристика пушкинского соперника на дуэли беспощадна. Но непосредственный убийца - всего лишь орудие в руках толпы гонителей «свободного и смелого дара», на глазах которых Дантес играл роль обольстителя жены поэта. Красивый, уверенный в себе блестящий кавалергард, любимец общества, Жорж Дантес был обласкан светом и безоговорочно оправдан значительной частью общества. Тем весомее для нас становятся точные слова Лермонтова о «чужуземце» с пустым сердцем, презиравшем «чужой земли язык и нравы». Нам кажется значимой строка: «Не мог понять он нашей славы, не мог понять в сей миг кровавый, НА ЧТО он руку поднимал». Это не случайная оговорка поэта – не НА КОГО, а НА ЧТО, поскольку Пушкин к моменту своей гибели виделся Лермонтовым национальным достоянием России.
- Слайды 6-7
Мы знаем, какими важными для миропонимания Пушкина были понятия Семьи и Дома, которые разрушались на глазах. Во всем доверяющий своей жене, Пушкин встал на защиту этих важнейших святынь: «Восстал он против мнений света один, как прежде… и убит». Для Лермонтова вина светского общества была безусловной. Обостренное чувство справедливости – а это важнейшая категория человека чести – побуждает Лермонтова к написанию первой части стихотворения.
Но в ней есть неожиданные по своей нежности строки. Интонация меняется, так как поэт обращается к образу Ленского, «милого певца», образ которого создан А.С.Пушкиным в романе «Евгений Онегин». Звуки «чудных песен» героя пушкинского романа, которыми он с открытостью своей романтической души делился с миром, смолкли: «Не раздаваться им опять: приют певца угрюм и тесен, и на устах его печать».
- Слайды 8-9
Бывают в жизни такие вот сближения. Автор повторил судьбу своего романного героя. Удивительны строки: «И прежний сняв венок – они венец терновый, увитый лаврами, надели на него». Лермонтов вводит очень точный образ, обыгрывая его символическое наполнение: лавровый венок говорит о принадлежности к высокой поэзии, а терновый венец – о муках пострадавшего за правду, за дело чести и достоинства. И другим финал не может быть.
- Слайды 10-12
Мы прерываем анализ стихотворения Лермонтова, чтобы дать немного информации о том, почему дуэль Пушкина и Дантеса оказалась неизбежной. Речь идет о сплетнях вокруг жены поэта, остановить которые поэт был не в силах.
- Слайды 13-14
Когда мы говорим о человеке чести, то понимаем, что он таковым будет в каждую минуту своей жизни. И смерти тоже. Проанализируйте информацию, данную на следующих слайдах. Она посвящена последним двум дням смертельно раненного Пушкина.
- Слайд 15
Прозревшее общество было потрясено провидческой смелостью юного наследника великого поэта. Но главное событие было впереди. Лермонтов дописывает стихотворение. И в заключительных 16 строках прямо называет причастных к гибели великого поэта. Это кульминация стихотворения, беспощадная обвинительная речь против «надменных потомков известной подлостью прославленных отцов». Звучит как самостоятельный поэтический памфлет
Синтаксис усложняется, прерывается; речь становится афористичной. Обвинение перерастает в проклятие. Речь идет не просто о конкретных врагах поэта, травивших Пушкина при жизни. Социальный адрес обличения расширяется до палачей Свободы, Гения и Правды вне времени и пространства. Пушкина уже нет, но неравный поединок Поэта и Власти продолжается. Современный исследователь творчества Лермонтова П.Фокин справедливо отмечает: «Какое невероятное напряжение звука и синтаксиса – точно жгутом свитые строки. Прошло столько лет, а гнев и ярость, в них заключенные, клокочут с неутихающей силой. До озноба в сердце».
Именно с этого стихотворения в лирику поэта вошел и остался в ней как лермонтовский элемент «железный стих, облитый горечью и злостью». Современник поэта вспоминал: «Мы читали «Смерть Поэта» с беспредельным жаром, приходили в негодование, пылали от всей души, наполненной геройским воодушевлением, готовые на что угодно. Так нас поднимала сила лермонтовских стихов, так заразителен был их жар». И это о произведении, которое не было напечатано, а распространялось в списках. Так читали эти строки люди из другой толпы – той, что стояла около дома на Мойке, где умирал поэт. Из этого дома, по распоряжению правительства, гроб с телом Пушкина был тайно отправлен под покровом ночи в Псковскую губернию и похоронен на территории Святогорского монастыря.
Современники Лермонтова узнавали виновников гибели поэта. Сохранился листок с текстом заключительной части стихотворения, на котором написаны имена «наперсников разврата»: графы Воронцовы, Завадовские, Орловы, Нессельроде, бароны Энгельгардты, князья Васильчиковы… Это самые известные представители высшей знати, перед которыми «суд и правда – все молчи». Поражает смелость Лермонтова, не побоявшегося неминуемого наказания за свой ПОСТУПОК честного человека.
Слайды 16-17 посвящены дуэли самого Лермонтова. Представление о том, как спустя всего 4 года трагически закончился жизненный путь Лермонтова, поможет завершить тему, закольцованную понятием «невольники чести», и придаст аргументативному высказыванию на эту тему полноту и глубину.
Полностью слайдовую презентацию, посвященную полному и всестороннему анализу стихотворения Лермонтова, можно найти здесь - ссылка на презентацию
В разделе «Честь и любовь» восьмиклассникам предлагается проанализировать жанровые признаки трагедии на примере «Ромео и Джульетты» У.Шекспира. Мы подготовили статью на эту тему, которую вы сможете найти в рубрике «Школьникам и выпускникам».