- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Нужна ли человеку правда? (по пьесе М. Горького «На дне»)
Наш центр развития продолжает публикацию рабочих материалов для написания выпускного эссе. Размышления о драме Горького «На дне» предложены ученикам в 2018-2019 учебном году для естественно-математического направления. Сложность и противоречивость позиции Горького по этой проблеме побудила нас к публикации данной статьи
Максим Горький – один из самых противоречивых писателей XX столетия. Его отличала сложность духовных исканий, которые отразились в одном из самых значительных его произведений – в пьесе «На дне». Написанная в самом начале прошлого века, она до сих пор вызывает споры зрителей и читателей. Ночлежники, люди самого «дна» жизни, под сводами подвала, в неярком свете почти невидимого весеннего дня ведут философские споры. И тема их дискуссий – правда. Что такое правда? Нужна ли она человеку? Как жить по правде? В решении этих вопросов авторская позиция обнаруживает свою неоднозначность. Писатель завершает драму открытым финалом, давая возможность каждому дать свой ответ.
Сюжет пьесы построен таким образом, чтобы странник Лука, оказавшийся среди ночлежников, в полной мере смог бы проявить свою жизненную философию. В ее основе – святая вера старца в необходимость сострадания и утешения для нуждающегося в этом человека, даже если при этом он использует ложь во спасение. При этом Лука никогда не переходит тонкую грань, которая отличает просто ложь от лжи утешительной, сострадательной, дающей человеку надежду. «Вот ты говоришь – правда… Она, правда-то, не всегда по недугу человеку… Правдой не всегда душу вылечишь…» Рассказ-притча о том, как Лука сторожил дачу и сумел перевоспитать воров, объясняет нам истоки его веры: человек изначально хорош, а несовершенным и плохим его делают обстоятельства. «Странствуя» по душам ночлежников, старик пробуждает в людях лучшие стороны их натуры и показывает пути достижения другой жизни. Актер перестает пить и начинает копить деньги на лечебницу для алкоголиков. Пепел задумывается о новом этапе жизни в Сибири, чтобы там честно трудиться. Даже безнадежно больная Анна ощутила себя более счастливой, поверив в загробную жизнь, а Настя – в возможность настоящей, а не продажной любви. Авторская позиция четко видна в дальнейшем развитии сюжета. Заставив своего героя исчезнуть в кульминационный момент развития сюжета, Горький хотел утвердить мысль о бесперспективности философии Луки. Васька Пепел арестован за убийство Костылева и действительно попадет в Сибирь, но только как каторжник. Актер повторит судьбу героя любимой притчи Луки о праведной земле.
Но давайте разберемся. Лжет ли Лука, указывая Наташе и Пеплу путь к иной жизни? А когда дает возможность Актеру поверить в свои силы? И кто может уверенно отрицать наличие рая для Анны, что является лишь вопросом вероисповедания? Он дал им надежду на то, что выход есть. Дело лишь в том, что ночлежники должны были сами сделать что-либо для себя. Нужно уметь противостоять обстоятельствам. И монологи Сатина о правде, которые он произносит в последнем действии пьесы, являются следствием воздействия Луки: «Старик – не шарлатан. Он умница! Что такое правда? Человек – вот правда! Он это понимал…»
То есть в позициях Луки и Сатина о человеке и правде нет явного противопоставления. Сатин добавляет недостающее звено: уважение к личности – это шаг на пути к формированию активного сознания человека, который изменит себя и обстоятельства: «Всё – в человеке, всё – для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!» Разделяя принцип Луки об уважении к человеку, Сатин развивает его.
Люди дна внимательно вслушиваются в слова Сатина о человеке и правде. И трагический финала пьесы – самоубийство Актера – звучит напоминанием о том, что нельзя человека лишать надежды. «Эх… испортил песню… дурак» - оборвал свою жизнь. А жизнь – самая высокая и неоспоримая ценность. Можно соглашаться или спорить. Это право читателя - принять или отвергнуть ту или иную позицию. Драма Горького «На дне» побуждает к размышлениям, которые остаются актуальными во все времена.
Центр развития «Бемби»