- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Ответы на вопросы по стихотворению М.Ю.Лермонтова «Тучи»
На занятия в наш образовательный центр приходят школьники, которые занимаются в российских онлайн-школах, и им требуются консультации по литературе, так как казахстанские и российские программы заметно отличаются. Результатом занятий часто становятся публикации, которые мы размещаем на страницах сайта, чтобы материалами статей могли воспользоваться другие школьники. Ранее была опубликована статья с подробным анализом стихотворения, материалы которой помогут вдумчивому читателю при выполнении любого задания
При изучении стихотворения М.Ю.Лермонтова «Тучи» нужно было письменно ответить на следующие вопросы:
- Какие различия есть в судьбе поэта и тучек? Как это выражено в тексте?
- О каких настроениях поэта можем догадаться по второй и третьей строфам стихотворения. Как вы это поняли?
- Какие эпитеты помогают определить отношение к северу, где находится родина?
Ниже мы приводим примерные ответы Лизы Твердохлебовой, ученицы 6 класса
А. Современники поэта оставили воспоминания о том, как было написано стихотворение «Тучи». Лермонтов отправлялся на новое место службы – свою вторую ссылку на Кавказ. Заехал попрощаться с друзьями. За окнами пронзительно синело весеннее небо, по которому неслись легкие облака. Они тоже направлялись «с милого севера в сторону южную». Поэтзасмотрелся на эту картину и, почувствовав общность своей судьбы и тучек, тотчас записал нахлынувшие строчки:
«Тучки небесные, вечные странники…»
От строфы к строфе меняется настроение лирического героя, к которому постепенно приходило осознание глубокого внутреннего различия судеб.
Ведь тучки покидают север, потому что им «наскучили нивы бесплодные», поэтому не испытывают горечи расставания. И, любуясь собой, беззаботно скользят «цепью жемчужною» по лазурному небу. У них нет родины, которую Лермонтов вынужден покинуть. Они – странники. Он – изгнанник.
B. Стихотворение пронизывает настроение грусти и печали. Вторая строфа – это 5 вопросительных предложений, которые помогают ощутить сложность жизни и судьбы молодого человека. Это ему довелось испытать клевету друзей и предательство любимых женщин, зависть близких и злобу окружающих его людей. Но это мир людей, с которыми его связала судьба, это его родина, а изгнанничество – тяжелый удел несвободного человека, привязанного к своим корням. А что же тучи? Холодные и свободные, они лишены всех этих чувств. Внимательный читатель уловит в последней строчке третьей строфы усмешку в адрес «вечных странников»:
Вечно холодные, вечно свободные,
Нет у вас родины, нет вам изгнания.
И, как бы тяжелопоэт ни переживал расставание, онпринимает свою непростую судьбу.
С. Отношение к северу, где находится родина, помогает определить трогательный эпитет «милый». Несмотря на трагизм положения, поэту дорога родина с ее «бесплодными», но родными нивами, с трудностями судьбы много страдавшего, но не предавшего своего предназначения человека.