- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Подготовка к эссе «Мое понимание поэзии чистого искусства в лирике А. Фета и Ф. Тютчева» в 11 классе
Темы эссе, посвященные поэзии, традиционно трудны для школьников. Поэтому мы предлагаем рекомендации, которые помогут выпускнику успешно справиться с работой такого типа. Стихотворения приведены в полном объеме, чтобы при написании эссе ученик выбрал сам понравившиеся строки для аргументации своих размышлений.
О поэзии вообще и лирике ФЕТА и Тютчева в частности
Есть мнение, что поэзию невозможно научиться понимать…
Рассуждая о прозе, мы можем (нас этому учат в школе) ответить на вопрос – о чем этот роман, повесть, рассказ. Самые прозорливые в конце концов поймут, какова идея автора. Кому-то эта идея не понравится, кто-то поспорит с ее актуальностью, кто-то переложит эту идею на себя и полюбит раз и навсегда автора потому только, что его, автора, мысли близки и понятны, а кто-то «отложит» этого писателя, поняв его величие (этому учат в школе), но не приняв его методы, способы доведения мысли до читателя (так нередко случается с Н.В. Гоголем – мешает «излишняя» детализация, Л.Н. Толстым – мешает «излишняя» описательность, Ф.М. Достоевским – мешает «излишняя» эмоциональность и так далее).
ПОНЯТЬ же поэзию, наверное, невозможно. Принято считать, что стихи можно только ВОСПРИНЯТЬ, прочувствовать. А такой навык выработать крайне непросто. И возможно ли? Поэтому одни «любят» поэзию, другие «не любят». О понимании речь идет редко. Поэты, создавая свои лирические произведения, конечно, задумываются о том, О ЧЕМ они. Но нередко это О ЧЕМ уходит на второй-третий план, а на первый выходят эмоции, внутреннее состояние, подтекст. Но все же лирику отдельно взятого поэта принято делить по темам. Тема дружбы у А.С. Пушкина, тема поэта и поэзии у М.Ю. Лермонтова, тема Родины у С. Есенина, тема любви у А. Ахматовой, крестьянская тема Н.А. Некрасова. Такими формулировками мы пытаемся приблизить стихотворение к своему пониманию жизни (известно ведь, что в жизни есть место и дружбе, и любви…). Однако в русской литературе есть поэты, стихотворения которых сложно уложить в рамки «тем». Это Ф.И. Тютчев и А.А. Фет.
По мнению многих писателей 40-х годов 19 века, литература, в том числе и поэзия, должна ставить вполне определенные социальные задачи: анализ действительности, указание на проблемы общества самого широкого спектра, изучение социальных типов. Если для прозы круг этих проблем был привычен, то поэзия привыкла к темам более высокого, духовного порядка. И если Некрасову было под силу вводить в свои стихотворения, к примеру, повествовательное начало, бытовую лексику, то Фет был категорически против такой «прозаизации», против корректировки высокого назначения поэзии – нести прекрасное.
Так, принято считать, что темами стихотворений А.А. Фета были любовь и природа и отношение к ним человека. Его импрессионистическая потребность уловить и запечатлеть «миг красоты» без относительно того, кто сегодня управляет страной, каковы социально-экономические потребности общества, что происходит с дворянами и крестьянами, и определяет «чистоту» его поэзии, «чистоту», призванную не воспитывать и клеймить, не обобщать и анализировать, а духовно облагораживать, обогащать оттенками чувств:
Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,
Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,
Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
(Одним толчком согнать ладью живую…
К сожалению, поэтическое новаторство Фета не было оценено в полной мере его современниками… Время требовало иного. Однако уже очень скоро, на рубеже столетий, поэты-символисты будут восхищаться лирикой Фета, признают его одним из своих учителей, и его поэзия в трагические переломные годы российской истории будет особенно нужна своей первозданностью, легкостью, своей чистотой.
Поэт-философ Ф.И. Тютчев также основным темами своей лирики видел традиционные «чистые» темы природы и любви. Однако описания природы в стихотворениях Тютчева вполне определенно подчинены его философии – философии пантеизма, когда единственным божеством, единственно всевластной сущностью является Природа. Человек же, внутренне всегда с нею связанный, как связаны между собой часть и целое, оказывается в роли не активно действующего и чувствующего, а в роли подчиняющегося. Отсюда такое количество самых разнообразных олицетворений в стихотворениях поэта:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик —
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
(Не то, что мните вы, природа…)
Всем известное стихотворение поэта «Весенние воды», поражающее своей динамикой, яркостью красок, по сути, лишено наблюдателя – человека. Он и не нужен. Природа самодостаточна и абсолютна.
Философской является также непременная тютчевская формула Хаос-Космос = Ночь-День, присутствующая во многих его стихотворениях, посвященных, казалось бы, природе. Она описывает соотношение рационального, подконтрольного воле и разуму человека с дневным – космическим началом, тогда как все непостижимое, страшное совершается ночью, когда властвует Хаос:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О чем так сетуешь безумно?..
Что значит странный голос твой,
То глухо жалобный, то шумно?
…О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди,
Он с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь заснувших не буди —
Под ними хаос шевелится!..
(О чем ты веешь ветр ночной?…)
Если любовная лирика у Фета практически не отделима от темы природы, то у Тютчева эта вечная, «чистая» тема самостоятельна, она более, чем у кого бы то ни было, биографична. Трагическая история любви поэта к реальной женщине сформировала его ощущение безысходности, страха за любимую, невозможности счастливого исхода («О, как убийственно мы любим…»).
Так что же важнее для поэзии? Служить обществу, «глаголом жечь сердца людей», звучать, «как колокол на башне вечевой во дни торжеств и бед народных», когда поэт – это тот, кто «гражданином быть обязан»? Или воспевать «шепот, робкое дыханье, трели соловья…», понимать, что «мысль изреченная есть ложь», а потому сокрыться ото всех и творить прекрасное и чистое? Вопрос открыт.
Брянская М.А, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ им.М.В.Ломоносова
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.