- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Подготовка к эссе по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»
Одна из тем выпускного эссе 2018 года посвящена идеологическим спорам главных героев романа Тургенева. Это наиболее сложная часть произведения. В нашей статье приведен обширный материал, который поможет ученику правильно понять тему, разобраться в позиции каждого спорящего и выбрать для себя наиболее близкий путь анализа обозначенных эпизодов произведения. Обращаем ваше внимание на то, что в разделе «Школьникам и выпускникам» мы опубликовали еще одну статью о романе Тургенева, которая рассматривает произведение Тургенева с позиции его актуальности для нашего времени. Ссылка на статью Что устарело в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» и что современно?
Современен ли роман И.С. Тургенева «Отцы и дети»
«Настоящие столкновения те, в которых обе стороны до известной степени правы» (рабочие материалы)
- Роман посвящен В.Г.Белинскому. Это не случайно. Белинский и учитель, и наставник, и духовный отец И.С.Тургенева. Он почувствовал талант молодого писателя, поддержал его и вдохновил на долгий и плодотворный литературный труд. Демократические устремления В.Г.Белинского будут близки молодому, подающему надежды писателю.
- Вначале роману предшествовал эпиграф, который писатель впоследствии снял: «В вас было содержание, но не было силы», - говорил молодой человек человеку средних лет. «А в вас – сила без содержания» - отвечал человек средних лет». Содержательное зерно эпиграфа позволяет нам понять, насколько важны были для писателя идеологические споры главных героев, в которых обе общественные силы «до известной степени правы» и до «известной степени неправы». Но в горячке словесной дуэли и в сословной ненависти друг к другу не хотят и не могут услышать и понять друг друга. А на повестке дня – горячий спор о будущем России, общественном строе и пути переустройства
- Н.К.Михайловский отмечал, что «в общественном движении 60-х годов участвовали два главных общественных типа: разночинцы и кающиеся дворяне. Первые были рыцарями чести, вторые – рыцарями совести. Разночинцы бескомпромиссно боролись за общее дело. Кающиеся дворяне в этой борьбе решали собственные психологические проблемы».
- Название «Отцы и дети» имеет и возрастной, и социальный, и культурный аспекты. Тургенев показывает в своем романе не просто столкновение «века нынешнего и века минувшего», а поколений, которые принадлежат к разным социальным слоям общества – либерального дворянства и разночинцев-демократов. «Отцы» для И.С.Тургенева – это либеральные дворяне (аристократы). Либерал, по определению С.И.Ожегова, - сторонник общественно-политического течения, объединяющего сторонников демократических и экономических свобод.
Базаров не просто представляет поколение «детей». Он выражает интересы новой социальной группы – разночинцев-демократов, для которых философия нигилизма является определяющей. Нигилизм – умонастроение, связанное с установкой на отрицание духовных основ бытия, всего предшествующего опыта человеческой мысли, разрушающее традиции и общественные институты.
- Социальный пейзаж, который приведен в начале романа, дает представление о жизни российской глубинки: «деревеньки с низкими избенками …под разметанными крышами», «покривившиеся молотильные сарайчики», «опустелые гумны», «деревянные церкви с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами», «мужички … обтерханные на плохих клячонках». Не случайно сердце Аркадия сжималось от боли. И молодой кандидат, возвращающийся домой, приходит к выводу: «… преобразования необходимы… но как их исполнить, как приступить?»
Обе ведущие политические силы России едины в понимании острой необходимости перемен. Размежевание начинается с вопроса: кому строить новую Россию? И какой ценой будут оплачены преобразования?
- Тургенев предельно жестко подошел к изображению дворян: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Совсем недавно дворянство было главной темой литературы. Оно лидировало в общественной жизни России. Теперь, в 60-е годы 19 века, Тургенев вынес беспощадный приговор «отцам». Он утверждает мысль об их разложении, вырождении и общественной несостоятельности. Эта идея связана в романе с братьями Кирсановыми. Они благородны, уважаемы. Но автор указывает на «слабость, вялость или ограниченность». И остро ставит вопрос: «… если сливки плохи, что же молоко?»
- Хозяйство Николая Петровича (так называемая ферма) «скрипит», трещит по швам, хотя он читает агрономическую литературу, покупает машины, «размежевался с крестьянами». Не получается. Это доставляет ему много переживаний. Павел Петрович вообще не вникает в проблемы хозяйства.
- Самый яркий представитель в романе разночинной демократии - Евгений Базаров, который в силу своих убеждений, основанных на открытиях в области естественных наук и на осмыслении русской действительности, строит некую схему счастливой и плодотворной жизни. «Исправьте общество, и болезней не будет», - считает он. Отрицание Базарова всеобъемлюще, охватывает все стороны русской жизни. Он отрицает сам государственный уклад, общину, семью, религию, культуру. Утверждение, что революционерам-демократам нужно «место расчистить», а строить будут другие, ставит под сомнение их цели и задачи. Во-первых, ломать, рушить, ниспровергать легче, «надобно же и строить!..» Но об этом Базаров не говорит. У него нет конкретной, эффективной программы. Ломать, потому что мы сила… Звучит неубедительно и даже страшно. Что возведут на развалинах всех общественных институтов?
- Братья Кирсановы правы в том, что разрушение опасно. Они не видят положительной программы нигилистов на «расчищенном месте». Прав Павел Петрович и в том, что считает важнейшим оселком настоящей жизни личность – самое главное в его системе ценностей. Он не признает право этих «волосатых» лекаришек, «нигилистов», что приравниваются к болванам, на свой голос, свое мировоззрение, свое место в интеллектуальной жизни России. Павел Петрович твердит о русском народе как носителе веры, добра, семейных традиций, патриархальности. Но, разговаривая с крестьянами, нюхает одеколон. Живя за границей, в Дрездене, в качестве символа своей привязанности к России и русскому мужику хранит на столе пепельницу в форме лаптя. После «глупой дуэли» Тургенев рисует раненого Павла Петровича лежащим в постели и сравнивает его с мертвецом. Убийственная фраза Тургенева завершает описание старшего Кирсанова: «Да он и на самом деле был мертвец».
- Однако защита братьями Кирсановыми священных традиций, искусства, культуры, природы, «романтизма», любви делает их привлекательными. Николай Петрович играет на виолончели, читает стихи, любуется природой. Павел Петрович живет воспоминаниями о княгине Р., его любви, его сердечной муки. Что-то похожее на черты своей любимой он находит в Фенечке.
- Афоризм Базарова кажется неопровержимым: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но для большинства характерно другое отношение к природе, которое близко всей семье Кирсановых. Оно воплотилось в следующих строчках Ф.М.Тютчева: «Не то, что мните вы, природа: не слепок, не бездушный лик – в ней есть душа, в ней есть свобода, в ней есть любовь, в ней есть язык». Но Базаровы «не видят и не слышат, живут в сем мире, как впотьмах… Лучи к ним в душу не сходили, весна в груди их не цвела, при них леса не говорили, и ночь в звездах была нема».
«Пафос разрушения и переустройства настолько неприемлем для Тургенева, что он заставляет Базарова в конце концов вчистую проиграть Кирсанову», - так можно подвести итог идеологическому поединку, который по воле писателя состоялся в имении Кирсановых.
- На слайдах приведены цитаты современника Тургенева – Н.Н.Страхова. Они точны, интересны, отрывки из них могут быть включены в сочинение по желанию выпускника.
- смысла, а роман без конца», - сказал когда-то В.Г.Белинский о Евгении Онегине. Какими похожими оказались итоги жизни двух незаурядных личностей, разнесенных по времени и сословиям!
- Николай Петрович показан как прекрасный отец. Его отношение к Аркадию трогательно и трепетно. Любовь к сыну и забота о нем, общие интересы делают дворянское гнездо Кирсановых желанным и счастливым для Аркадия и его молодой семьи. «Отцам» хватает мудрости принять «детей» с их отрицанием авторитетов, заносчивостью, максимализмом. «Дети» не по-сыновнему относятся к старшему поколению, с гордым презрением отвергают культурные и нравственные ценности прошлого, верования «отцов».
- Трагический разлад поколений налицо. Вот если бы соединить их ценностные приоритеты, силу и содержание в общенациональных интересах! Но «лицом к лицу лица не увидать»… И в том величие И.С.Тургенева, что в Базарове, волевом, умном, сильном человеке труда, в убежденном в своей правоте и не признающем никаких авторитетов сокрушительном темпераменте нового человека смог предвидеть опасность такого рода людей, отрицателей и разрушителей. Хотя автор и признавался в притягательной силе созданного им образа, так как сознавал «потребность в героических натурах» и в людях, готовых «дело делать».
- «Титан, гигант», - думал о себе Базаров. На поприще науки он бы достиг высочайших результатов. Но он выбрал другое – путь революционера. Своей энергией, готовностью к труду, целеустремленностью он превосходит все либеральное дворянство - сторонников постепенных реформ и эволюции в развитии исторических процессов. За ними культура, традиции, великое государство. Все, что так дорого И.С.Тургеневу и что на откуп молодым естественникам-сокрушителям ни за что не отдаст.
- Образ Базарова воспринимается как предупреждение тем, кто понимает новое как полное разрушение прошлого, неуважение и презрение к духовному наследию предков.
- Говорят, что дети больше похожи не на отцов, а на свое время. В ситуации, когда время резко меняется, вечный конфликт отцов и детей приобретает факт культурного разрыва. Дети воспитываются (или самовоспитываются), приобретают иные ценности и навсегда отрываются от родной почвы.
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»