- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Подготовка к эссе по творчеству М.Горького
Героическая направленность любимых героев М.Горького из его романтического цикла была предметом рассмотрения на выпускном экзамене 2017 года. Хорошо продуманная аргументативная база данной работы, в которой, помимо романтических сказок, проанализированы фрагменты повести «Фома Гордеев», без сомнения, окажется полезной выпускникам последующих поколений в их рассуждениях о смысле жизни при написании эссе.
В жизни всегда есть место подвигу?
Что есть в сущности своей подвиг? Это – героический, самоотверженный поступок. Зерном подвига является бескорыстность, желание сделать что-то во благо, улучшив жизнь не себе, а окружающим людям. Геракл, ставший известным благодаря своим двенадцати подвигам, действовал не из корыстных побуждений – заработать славу и почет – а из глубокого желания помочь людям, сделать их жизнь лучше. Более того, подвиг совершается вдумчиво, целенаправленно. Сиюминутного желания «облагодетельствовать» кого-то недостаточно, чтобы простой хороший поступок назвали подвигом.
От старухи Изергиль из одноименного рассказа Горького мы узнаем, что «в жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, - не просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней». Однако всегда ли есть место подвигу в жизни простого человека? Достаточно ли только лишь желания помочь всем, или для этого нужны какие-то особые компоненты личности?
Для ответа на этот вопрос обратимся к героям Горького и проанализируем их характер. Сам Горький, находясь под впечатлением от пьесы «Сирано де Бержерак», писал: «Это, знаете ли, страшно хорошо – быть рождённым с солнцем в крови! Если б нам, людям, кровь которых испорчена пессимистической мутью, отвратительными, отравляющими душу испарениями того болота, где мы киснем, – если б в нашу кровь хоть искру солнца!». Ранние романтические герои Горького такие же – гордые, «с солнцем в крови», с бесконечным стремлением к свободе, но и – с бесконечным добром к ближнему своему в сердце. Обратимся к рассказу «Песня о Соколе». «Безумству храбрых поем мы славу» – Сокол является олицетворением борца за народное счастье. Уже на краю гибели он мечтает прижать к ранам на своей груди врага, чтоб захлебнулся тот его кровью. И умирает Сокол гордо, по совету Ужа пытаясь в последний раз подняться на своих крыльях, бросившись с обрыва. Однако подвиг Сокола, павшего в бою с врагами, не будет забыт: «Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!»
Свобода, сердце, свет – эти понятия заставляют нас вспомнить о Данко, герое сказки, рассказанной старухой Изергиль. Данко жертвует своим сердцем во имя света надежды и свободы для людей, которые шли под его началом, которые испугались непроходимого мрака леса и смрада болот. Данко разорвал себе грудь и достал свое сердце не потому, что испугался смерти, а потому, что знал: если гордое племя убьет его, обуреваемое страхом и отчаянием, оно или погибнет (пойдет вперед в лес без всяких ориентиров и надежды на жизнь), или потеряет свободу (вернется назад к захватчикам). А ни того, ни другого Данко допустить не мог. Превратить свое сердце в факел любви к людям для подавленных, умирающих, зная, что это станет последним поступком в жизни, – это ли не истинный подвиг? И по сей день, как капли горячей крови Сокола, искры от горящего сердца Данко светят в степи.
Какими же были перечисленные герои, сумевшие совершить подвиг? Они были честными, бескорыстными и свободолюбивыми, а главное - они ставили всеобщее благо выше блага личного: Сокол пал в бою с врагами, Данко – когда вел людей к свету и жизни. Однако все ли герои Горького таковы?
Свободным и честным в своей любви к свободе был и Ларра, герой другой сказки, рассказанной старухой Изергиль. Однако Ларра, сын орла, был надменен, считал себя первым на земле и не видел никого, кроме себя. Он потакал своим сиюминутным желаниям: надменно разговаривал со старейшинами, ни во что не ставя их жизненный опыт и мудрость. Жестоко поступил с дочерью одного из старейшин: получив отказ в своем желании любви, он убивает девушку. Ларра не готов смириться с тем, что не весь свет может принадлежать ему, не он хозяин всему, что видит, и не ему распоряжаться чужими жизнями. Сначала Ларра не понимает ужаса наказания, которое выбрало ему племя – изгнания. Однако позже жизнь в одиночестве становится для Ларры невыносимой, и больше он, отверженный, не может радоваться своей неуязвимости: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей». Имея огромные возможности, Ларра, однако же, не смог совершить подвига в жизни: он променял бытие с людьми и любовь к ним на свою непомерную гордость. По древнему преданию, в душе каждого человека живут темный волк и светлый, и побеждает тот, которого человек кормит. Ларра кормил лишь гордыню, забыв о беззаветном служении, к которому он имел все способности и возможности.
Вспомним и Фому Гордеева, героя одноименной повести. Родившись в семье купца, мальчик был очарован сказками своей тетки о дальних странах, приключениях и волшебных событиях. Пред внутренним взором мальчика вставали неведомые дали, в которых он мог быть храбрецом и героем. Однако, слушая отрывок из «книги Иова», мальчик пугается большого, вырастающего до небес человека, рвущего своими руками тучи в поисках справедливости. Ребенка одолевает ужас, который угасает, когда человек лежит, пораженный, весь в струпьях и язвах. Вырастая, Фома постепенно утрачивает тягу к свершению подвигов. Управляя пароходом «Прилежный », молодой хозяин дарит крестьянам триста пудов зерна, однако делает это не из сострадания и человеческой любви к ним, а потому, что чувствует свою власть над имуществом, и потому, что просто хочет этим широким жестом произвести впечатление на понравившуюся ему женщину. Позже в полусне часто Фоме видится картина: люди копошатся в туманной низине, а над ними проплывают деньги. Фома хочет крикнуть людям, чтобы своим голосом призвать их идти за ним, прекратить их драки за деньги, но крикнуть не может. Позже он реализует сюжет своих видений в жизни – кричит купцам, собравшимся на пароходе: «Не жизнь вы сделали — тюрьму. Не порядок вы устроили — цепи на человека выковали. Душно, тесно, повернуться негде живой душе». Однако речь Фомы производит противоположное действие на купцов: они не усовещиваются, а обращаются против Фомы, и его признают сумасшедшим.
Так во всякой ли жизни есть место подвигу? Почему Данко безупречен и ведет за собой народ, почему кровь Сокола вспыхнет однажды в сердцах? И почему Ларра, такой сильный, гордый и смелый, отвержен и лишь ищет смерти как успокоения, а сын Игната Гордеева не смог совершить в жизни подвиг и повести людей за собой, хотя имел и красоту, и силу, и деньги? «Иной человек вот так же, как сова днем, мечется в жизни... Ищет, ищет своего места, бьется, бьется, – только перья летят от него, а всё толку нет... Отчего?.. Трудно это сказать... Иной – оттого, что отемнён своей гордыней, – хочет многого, а силенку имеет слабую... иной – от глупости своей... да мало ли отчего?» Такие, как Данко, живут ради единого мига подвига во имя людей. Только в сердце, где есть место любви к ближнему и всему человечеству, только в жизни ради всеобщего блага есть место подвигу.
Овчеренко У.
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.