- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Подготовка к эссе в 11 классе. Литературный герой и твой современник
Один из вариантов раскрытия интересной темы эссе. Вдохновивший автор – Л.Н. Толстой, вдохновившее произведение – роман-эпопея «Война и мир»
Кого из литературных героев я узнаю в своих современниках
Нередко литературных героев воспринимают как «выдуманных людей», людей «из книжек», которых в «реальной жизни не бывает». Возможно, причиной тому является то, что созданный воображением автора персонаж получается порой слишком собирательным, обобщенным, превращенным в «тип» (Александр Андреевич Чацкий, Григорий Александрович Печорин, Евгений Онегин, Илья Ильич Обломов, Евгений Базаров и т.д.). Если это нужно автору, то герой будет отрицательным и неприемлемым для большинства читателей (Свидригайлов в романе Ф.М. Достоевского, Швабрин у А.С. Пушкина, Плюшкин в поэме Н.В. Гоголя), в другом же случае – станет идеально-неповторимым примером любви, чести, справедливости (Соня Мармеладова, Андрей Болконский). Однако, несмотря на всю обобщенность и необходимость соответствовать авторскому замыслу, литературные герои непременно заключают в себе такие особые черты, качества, которые принято называть общечеловеческими, характерными для любой эпохи.
И поэтому сегодня, оглянувшись вокруг, с уверенностью можно сказать, что отыскать в своих современниках черты героев любимых книг, хотя и написанных уже больше века назад, не составит труда.
Лев Толстой «мысль семейную», ставшую впоследствии самой любимой его мыслью, в своем романе «Война и мир» воплотил в семье Ростовых, где любовь и взаимопонимание стали залогом формирования «правильных» детей. Вот Николай Ростов, который в период своего взросления увлекался, делал ошибки, но никогда не совершал бесчестных поступков. Ведь это счастье, когда родители способны не только простить сына, как это сделали граф Ростов с «графинюшкой», когда Николенька с искренними слезами стыда и раскаяния признался в крупном карточном проигрыше, но и сделать все, чтобы он смог после пережитого оправиться и идти по жизни с чистым сердцем и открытою душой. Такие отношения в семье – залог правильного формирования личности (а значит – общества!) во все времена. (В этой связи особенно реалистично, жизненно выглядит образ старшей дочери Ростовых Веры, умной и правильной во всем, но столь неорганичной в этой «широкой души» семье. И вечная печаль родителей, сокрушающихся по поводу своих ошибок в воспитании «неполучившихся» детей…). Быть достойным сыном своим родителям, каким, несмотря ни на что, был Николай Ростов, быть дочерью, как Наташа Ростова, которая, несмотря на личную трагедию, смогла своей безграничной, врачующей любовью продлить жизнь матери, потерявшей сына, – это ли не вечное стремление всех детей во все времена!
Конечно, мы можем не соглашаться с Толстым в его взгляде на роль женщины в обществе (мало кому нравится Наташа Ростова в финале романа), но, видя перед собой современную женщину, отдающую всю себя детям и мужу, забывающую о себе, но от этого не перестающую быть самодостаточной, мудрой особой, «глубинной», мудростью, понимающую свою значимость, невольно сопрягаем ее с любимой героиней великого писателя.
Как и никогда не потеряет совей актуальности мысль о слишком частом несоответствии красоты внешней и красоты внутренней, мысль, сформулированная, конечно, задолго до Толстого, но им так полновесно нам переданная и проиллюстрированная. Так же белизна и мраморность плеч уже современной Элен Безуховой будет ошибочно восприниматься залогом женского ума, так же буду обманываться женской красотой, скрывающей внутреннюю ограниченность, «значительные лица».
К нашему великому счастью, об ужасах войны, ее противоестественности всему живому мы знаем понаслышке: смотрим фильмы, читаем книги. Однако качества лучших представителей как дворянства, так и крестьянского народа, проявленные на войне, черты главных и второстепенных персонажей романа, мы с радостью и гордостью отмечаем в современных нам людях. (Повинуясь «философии войны» Толстого, искать черты императоров и полководцев мы не будем: не их единой волей «двигались народы с запада на восток и с востока на запад»). Ведь современный собирательный образ истинного солдата, офицера, патриота, героя немыслим без чести и преданности воинской присяге Николая Ростова, без «тихого» героизма капитана Тушина, без честного, удалого, храброго и бесконечно гуманного даже в условиях жесточайшей войны Василия Денисова, без искреннего, по-детски пылкого Пети Ростова, без таинственного в своей простоте «народного партизана» Тихона Щербатого.
И конечно, все мы (каждый по-своему) стремимся к полному пониманию жизни, ее закономерностей, разгадываем ее причинно-следственные связи, ее мотивы. Можно ли, идя по этому пути, хоть немного приблизиться к откровению, полученному Андреем Болконским перед смертью...? Где взять столько душевных сил, прозорливости, чтобы никогда не останавливаться в поисках истины, как Пьер Безухов…?
Так или иначе, совершенно очевидно, что роман Л.Н. Толстого, как и всякий роман великой русской классической литературы, всегда будет источником, питающим читателя, источником, вглядевшись в глубины которого, каждый найдет черты современного ему человека – собственные черты.
Брянская М.А, преподаватель кафедры филологии Казахстанского филиала МГУ им. М.В.Ломоносова
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.