- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Проблема личности и власти (на примерах произведений литературы XX века)
Наш центр развития публикует материалы в помощь выпускникам для написания экзаменационного эссе, выбирая наиболее сложные темы и предоставляя ученику возможность выбора вариантов вступления, произведений анализа в основной части эссе, а также заключительной части работы.
Материалы для вступления
1. К проблеме взаимодействия отдельного человека и власти обращались писатели разных эпох. Это и М. Ю. Лермонтов («Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»), и А.С. Пушкин («Капитанская дочка»), и многие другие. Но особенно остро вопрос об отношениях между личностью и государством был поставлен в XX веке. В это столетие народу пришлось пережить революцию, Первую Мировую, гражданскую и Великую Отечественную войны, а также много других потрясений. Политический режим менялся много раз, и людям приходилось адаптироваться к этим переменам. Русские и советские писатели, среди которых Б. Л. Пастернак, А. И. Солженицын и др., в своих произведениях делали попытки осмыслить происходившие изменения.
2. Проблемы взаимоотношений личности и власти в XX веке касались Е. И. Замятин в романе «Мы» и А. А. Ахматова в своей поэме «Реквием». В этих двух произведениях авторы раскрывали аспекты этих взаимоотношений по-разному, но оба текста объединяет тот факт, что персонажи страдают из-за действий государства. В центре повествования – «люди из народа» со своими бедами и горестями, столкнувшиеся из-за действий государства с бедами и лишениями.
3. Каково место отдельного человека в государстве? Каковы его взаимоотношения с властью? Может ли человек выстроить диалог с государством? Этими и многими другими вопросами задавались многие писатели на протяжении XX столетия, времени, когда одни политические режимы в короткие сроки сменялись другими, когда от того, насколько быстро люди могли адаптироваться в мире, зависело не только их благосостояние, но, зачастую, и жизнь. Особенно ярко эти проблемы раскрывались Е. Замятиным в его романе «Мы» и М. А. Булгаковым в «Мастере и Маргарите».
Основная часть
- В своем романе «Доктор Живаго» Б. Л. Пастернак рассказывает историю Юрия Живаго, человека, пережившего на своем веку много потрясений и отчаянно пытавшегося найти свое место в быстро меняющемся мире. Он оказывается в плену у красноармейцев и в течение долгих двух лет служит у них врачом, разлучается с семьей и с любимой женщиной. Герой, творческая, тонко чувствующая личность не способен спокойно жить в современном ему мире, не может смириться и принять происходящий вокруг ужас. Важно сказать и о героинях романа, Тоне Громеко и Ларисе Антиповой. Они так же, как и Юрий, пережили много горя из-за событий, происходивших в стране. Тоне пришлось эмигрировать, о судьбе Ларисы же ничего неизвестно. Скорее всего, она была арестована и репрессирована.
Гражданская война сломала много судеб, но не только она оставила глубокий след в сердце народа. Жернова Великой Отечественной войны и последовавших за ней репрессий «перемололи» огромное количество жизней. Не последнюю роль в этих событиях сыграло государство, которое видело в людях, попавших в плен во время Великой Отечественной войны, не героев, а врагов народа. О таких людях рассказывает А. И. Солженицын в своей повести «Один день Ивана Денисовича». Иван Денисович Шухов – один из таких «врагов народа», оказавшийся в исправительном лагере. В повести можно выделить два аспекта взаимодействия личности и власти. Во-первых, раскрывается взаимодействие между заключенными и представителями государственной власти, а, во-вторых, рассказывается об иерархии в среде заключенных. Там так же, как и в реальном мире, есть свои правители, есть «пролетариат», есть те, кто пытается выжить за счет других.
- В романе Е. И. Замятина «Мы», антиутопии, повествующей об идеальном государстве, читатель знакомится и с оппозиционеркой I-330, отчаянно желающий изменить государственный строй, и с Д-503, утратившим, как и почти все жители Единого Государства свою индивидуальность, но вместе с тем не противящегося изменениям, а желавшего их, О-90, мечтающую стать матерью, но не дотягивающую по своим параметрам до Материнской Нормы. По тем или иным причинам эти люди конфликтуют с властью, со сложившимся порядком вещей, борются. Но их силы, как правило, недостаточно, чтобы изменить мир. I-330 погибает, Д-503 становится бездушной машиной, и лишь О-90 обретает надежду на исполнение своей мечты, но не в Государстве, а за его пределами, в лагере оппозиционеров. Среди всех жителей этой выдуманной страны этих героев отличает способность чувствовать и принимать эти чувства, а также желание бороться за свои убеждения.
А. А. Ахматова в своей поэме «Реквием» рассказывает о репрессиях, о женщинах, которые стоят под стенами тюрьмы, где заключены их мужья, сыновья, братья. Лирическая героиня поэта плачет о доле народа, о людях, которые пострадали из-за репрессий. «И безвинная корчилась Русь/ Под кровавыми сапогами/ И под шинами черных марусь», - пишет Ахматова. Для поэта важно не просто рассказать о репрессиях, а сказать о чувствах, которые испытывают матери, жены, сестры безвинно осужденных: «И я молюсь не о себе одной,/ А обо всех, кто там стоял со мною…». В поэме личность может противопоставить жестокой и бездушной власти лишь свою надежду и веру. Хотя и их у побежденных, но пока еще не сломленных женщин, почти не осталось (ведь не случайно лирическая героиня просит Смерть прийти к ней скорее).
- Роман Евгения Замятина «Мы» является антиутопией, в которой рассказывается о жизни людей в «идеальном» государстве. Все в этом государстве подчинено расписанию и определенным стандартам. Так, институт семьи разрушен, на все нужно получать разрешение у власти, у людей полностью отсутствует индивидуальность, они не знают, что такое чувства и эмоции. Тем ярче в этом случае проступает образ оппозиционерки I-330 и главного героя Д-503. I-330 – девушка, которая показывает Д-503 красоту «настоящего», «живого» мира, где есть место любви, индивидуальности, свободе выбора. Но власть, люди, стоящие во главе государства, и представленные в романе как бездушная машина, казнят I-330 и отбирают «фантазию» у Д-503, так как оба они ставят под угрозу существующий миропорядок. Здесь власть выполняет только функцию карательного и регулирующего органа. Жить в Едином Государстве могут только люди, утратившие свою индивидуальность. Так как самостоятельная личность ставит этот мир под угрозу.
Конфликт личности и власти мы видим и в таком многообразном по своей структуре романе, как «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. В этом произведении проблема освещается сразу с нескольких сторон. Во-первых, писатель ставит вопрос о роли и месте человека в СССР, во-вторых, рассматривает взаимодействие человека и высших сил (которые тоже наделены властью), и, в-третьих, рассказывает историю Иешуа и Пилата. История кесаря и Иешуа примечательна тем, что сначала властью казнить и миловать обладал Пилат, но в одной из финальных сцен мы видим, как эти два героя меняются местами, и уже Иешуа способен подарить покой кесарю.
Заключение
1. Государство в XX веке разрушило множество жизней. В числе них и герои романа «Доктор Живаго» и повести «Один день Ивана Денисовича». На страницах произведений читатель видит, как главные герои сражаются за свою жизнь, всеми силами пытаются отстоять свое право на существование (да, порой они не живут, а именно существуют). Некоторые ломаются и сдаются, некоторые продолжают бороться дальше, несмотря на опасности. Но ведь герои этих произведений – лишь собирательные образы реально живших в это время людей. И писатели показали не просто абстрактных персонажей, борющихся с вымышленными трудностями, а личностей, индивидуальностей, живших в этот непростой XX век.
2. Государство и власть сыграли роковую роль в судьбах героев Замятина и Ахматовой. Но персонажи «Реквиема» и «Мы» продолжают бороться за свои жизни. За свои идеалы, за своих близких. Они не победили, но и проигравшими их назвать нельзя, так как память об их поступках еще долго будет сохраняться в памяти потомков.
3. Таким образом, можно сделать вывод, что и Замятин, и Булгаков по-своему попытались в своих романах осмыслить проблему взаимодействия личности и власти. Но если Замятин рассказывает о жизни и «способах выживания» человека в тоталитарном мире, то Булгаков не ограничивается этим и рассматривает эту проблему гораздо шире.
Васильева Татьяна Сергеевна,
магистр филолологии, МГУ им. М.В. Ломоносова.