- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Стихотворение М.Ю.Лермонтов «Бородино» в разделе «Героический эпос» - 2
Готовимся к суммативному оцениванию по литературе в 5 классе и написанию эссе
После исторического экскурса, который изложен в предыдущей статье, переходим к чтению и анализу стихотворения М.Ю.Лермонтова. На дополнительных занятиях в нашем центре развития мы используем видеоряд из слайдов, который повышает эффективность восприятия и помогает ученику понять не только то, что хотел сказать автор, но и то, как он это сделал. В заданиях для суммативного оценивания по литературе довольно часто просят пятиклассников отметить изобразительно-выразительные средства языка, которые использовал автор. Наша статья поможет проследить, как Лермонтов использовал их в своем стихотворении.
Видеоряд, который мы использовали на слайдах, составлен из иллюстративного материала, взятого из ресурсной базы нашего центра развития.
Вдумчивая работа над произведением – единственный путь к его правильному пониманию. Аналитическое чтение «вслед за автором» поможет ученику овладеть необходимой аргументативной базой для написания эссе на любую тему.
Чтению произведения должна предшествовать работа со словарем, так как произведение пронизано словами военной тематики, уже неизвестными современным школьникам.
Запоминаем, что стихотворение написано к 25-летию Бородинского сражения, в 1837 году. Это первое напечатанное стихотворение М.Ю.Лермонтова.
Доступность содержания, простота стихотворного языка, безупречная композиция, обеспечивающая внимание к событиям, дают возможность пятиклассникам получить яркие впечатления от знакомства с этим произведением. Ответы на поставленные в слайде вопросы создадут необходимый контекст для того, чтобы приступить к работе над эссе.
Обязательно делимся впечатлениями от прочитанного и помогаем письменно оформить свои мысли. Напоминаем, что так можно начать вступление к эссе.
Историческая тема нужна поэту не только для того, чтобы поведать современникам о славном прошлом Отечества. Лермонтову она служит поискам сильной личности, того идеала, найти который он не может в современной ему действительности. Об этом в самом начале стихотворения сокрушается старый солдат. И его мысли близки поэту.
Это характерное для Лермонтова противопоставлением нынешнего поколения предыдущему:
-Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри – не вы!
В.Г. Белинский отмечал, что «эта мысль – жалоба на настоящее поколение, дремлющее в бездействии, зависть к великому прошедшему, столь полному славы и великих дел».
На что следует обратить внимание при аналитическом чтении стихотворения?
Во-первых, на форму. Это своеобразный диалог поколения поэта с поколением героев войны 1812 года, в котором монолог старого солдата о Бородинском сражении занимает 13 строф из 14.
Старый солдат рассказывает о лично пережитом. Он участник Бородинской битвы. И хотя вспоминает о былом, память живо воссоздает картины минувшего. Главные герои этих событий – простые солдаты, их чувства, мысли, переживания. Но для рассказчика они – «богатыри, не вы».
Отчетливо проявляются мотивы патриотизма, со всей полнотой раскрывается русский национальный характер:
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Слайдовый материал поможет продвинуться в анализе стихотворения дальше.
Полковник чувствует свое кровное родство с солдатами, потому что их объединяет общее чувство – любовь к родине – и общее дело – ее защита. Поэтому он говорит так сердечно и просто: «Ребята!»
Хочется отметить скромность солдата-рассказчика: он ни разу не подчеркнул своей роли в битве под Бородино. «Я» переходит в «мы».
Описание боя дано ярко, образно, зримо. Небольшие выводы, включенные в материалы слайда, помогут правильно понять замысел автора.
Поговорим о языковом своеобразии стихотворения.
Поэт с большим мастерством соединяет высокий стиль повествования и разговорные обороты. Это связано с сочетанием двух начал: речи простого солдата и романтического образа героического сражения. Сам рассказчик выступает как бы в двух лицах: он простой солдат и в то же время романтический богатырь. Эти два начала различаются и стилистически, и образно.
Проследим за особенностями речи солдата. Язык простой, народный, в его рассказе много прозаизмов и фразеологизмов:
У наших ушки на макушке!
Забил наряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат, мусью!
Полковник наш рожден был хватом…
В.Г. Белинский подчеркивал простоту и безыскусственность монолога: «… в каждом слове слышите солдата, язык которого, не переставая быть грубо простодушным, в то же время благороден, силен и полон поэзии».
Героическому пафосу стихотворения служит использование гипербол:
… И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел.
Пример высокого стиля речи, яркой образности:
…И вот на поле грозной сечи
Ночная пала тень.
Отметим другие художественные средства.
ЗВУЧАЛ булат, картечь ВИЗЖАЛА… - метафоры
Французы двинулись, как тучи…
Носились знамена, как тени… - сравнения
Могучее, лихое племя
леса синие верхушки
сквозь дым летучий
лились в протяжный вой - эпитеты
- Звукообразы создаются аллитерацией на Ш:
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки –
Французы тут как тут.
А. Белый отмечал, что для звуковой структуры «Бородина» характерна борьба двух музыкальных тем: широкого русского «А» и глухого французского «У».
Скажи-ка д`адя, ведь недаром
Москва, спаленная пожаром
Французу отдана.
Забил зар`ад jа в пушку туго…
У наших ушки на макушке…
Можно отметить систематическое употребление анафоры:
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
Динамику повествованию придает ритмичность строк. Разносложный ямб, которым написано стихотворение, позволяет то подчеркнуть напевность и размеренность речи рассказчика, то быстроту и скорость движения войск.
Строфа стихотворения «Бородино» представляет семь строк (обычно в строфе бывает четное число строк). Четырехстопный ямб в 3-ей и 7-ой строках усечен до трех стоп. Это позволяет выделить важные в смысловом отношении строки:
Не отдали б Москвы
За Родину свою.
Французы тут как тут.
Несмотря на героический пафос, стихотворение и о цене победы. И хотя антивоенная тема в этом произведении не главная, его можно брать за основу своих письменных размышлений о военной тематике и проблематике. Поэт заставляет нас пережить события прошлого, воскресить минувшее. Задуматься о настоящем. И делает это с необыкновенным мастерством.
Центр развития "Бемби"