- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Анализ рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык»
Подготовка к суммативному оцениванию раздела «Сатира и юмор в литературе» в 7 классе
Анализ рассказов М.Зощенко завершает изучение раздела «Сатира и юмор в литературе». Обращение к тематике и проблематике рассказов этого выдающегося писателя, исследование его поэтики потребует от семиклассников привлечения дополнительных знаний и умений. Данная статья поможет организовать самостоятельную работу школьников при подготовке к анализу рассказа М.Зощенко «Обезьяний язык». Своими размышлениями о творчестве этого замечательного писателя с вами делится А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный».
К вступительной части урока
Организация беседы после прочтения рассказа. Вопросы и задания – на слайдах.
М.М.Зощенко точно и емко назвал рассказ – «Обезьяний язык». Почему?
Действительно, новые слова, доселе неизвестные простому человеку, – общественно-политическая лексика – хлынули в разговорную речь после революции 1917 года. Чаще всего - это иноязычные слова (заимствованные). Голос толпы, голос улицы смешался с «надменными» («заграничными») словами, смысл которых был неясен, но привлекателен для нового человека новой эпохи своей неповторимой тайной.
Новому человеку хотелось и в своей речи «блестнуть» словечками, чтобы соответствовать новому времени – времени коренной ломки всего старого, привычного. Простому человеку казалось, что заимствованная лексика делает его более значительным, возвышенным.
Обезьянничество, по сути, - это слепое подражание кому-либо, копирование кого-либо.
- Тип повествования – сказ. Он ориентирован на современную живую монологическую речь рассказчика, вышедшего
- Рассказчик – простой человек, недалеко ушедший от своих героев-персонажей. Он «продукт» своей грандиозной эпохи. Недоволен засилием иностранных слов в речи, называет их «туманными», «надменными», т.е. он борец за чистоту языка.
- Сюжет рассказа.
- Сетование на то, что «трудный этот русский язык… Беда, какой трудный».
- Причина – огромное количество иностранных слов («До черта»)
- Во французском языке «все хорошо и понятно» («французские, натуральные, понятные слова»).
- Русская же речь «пересыпана словами с иностранным, туманным значением».
- Результат: «от этого затрудняется речь, нарушается дыхание и треплются нервы».
- Диалог соседей на собрании
- Рассказчик-повествователь утверждает, что разговор «очень умный и интеллигентный. Но он человек без высшего образования, понимал его с трудом и хлопал ушами».
- Выстраданная рассказчиком истина: «Трудно, товарищи, говорить по-русски!» - подводит итог наблюдений за диалогом соседей на собрании. Да и сложно в этой языковой пустоте что-нибудь понять.
- Две языковые стихии столкнулись в этом произведении:
- разговорная речь, просторечие
- книжная речь (официально-деловая) и общественно-политическая лексика. Сочетание разговорных слов с деловой лексикой (канцеляритом) и является основой для создания комической ситуации.
- Просторечия: «до черта», «сунься», «ихний», «хлопал ушами», «али», «небось», «из пустого в порожнее», «оттеда», «допущаю», «вышедши», «завсегда».
- Нарушение норм литературного языка создает невообразимый комический эффект («художественный образ ошибки»).
Рассказчик-повествователь
Описывая собрание соседей – знатоков мудреных иностранных слов, «проговаривается». Происходит его саморазоблачение.
Перед нами недалекий, весьма ограниченный человек, похожий на героев-персонажей, о которых он с восторгом рассказывает. Не блещет интеллектом, набрался поверхностных знаний. Косноязычный. Сам не прочь козырнуть каким-нибудь эдаким словцом, «немеет» перед трудностями русского языка, особенно связанными с заимствованиями. Оказывается под стрелами иронии автора
Герои-персонажи, суть которых раскрывается в диалоге.
- Заседание пленарное будет, али как?
- То-то я гляжу… как будто пленарное.
-Сегодня сильно пленарное.
- Нарушены законы сочетаемости слов – это и создает комическую ситуацию. Слово «сильно» (очень) может сочетаться только с качественными прилагательными.
-Неужели и кворум подобрался?
-Подобрался и все тут.
-С чего бы это он?
- Вы небось не одобряете эти пленарные заседания. А мне они ближе… Все как-то выходит в них минимально по существу дня…
-В последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям…
- Вы почувствовали, как звучит в этом диалоге «мерзкий канцелярит»?
Если посмотреть с точки зрения…
Вступить на точку зрения, то да – индустрия конкретно
Конкретно фактически…
- Синтаксическая незавершенность фразы не формирует мысль. Звонкая пустота. Диалог ни о чем.
Попытка блеснуть иностранными словами «туманного, надменного» свойства. Эти «речевые упражнения» указывают на желание «стать с веком наравне», показать свою образованность.
Тема рассказа – чудовищное лингвистическое невежество
Идея – человек, преодолевший хаос революций и разрушительную гражданскую войну, должен и имеет право на достойную жизнь.
Язык – отражение внутреннего мира человека. Великий русский язык не должен быть погребен эпохой разрушений. Он должен быть «по росту» новому человеку новой эпохи – эпохи созидания
Автор и его кредо
М.М.Зощенко был убежден, что человек, переживший страшные годы революции и ужасы гражданской войны, достоин самого лучшего. В том числе, имеет право и обязанность говорить правильным, ясным, понятным, идущим от сердца, искренним, выстраданным языком. Сатирик верил в силу художественного слова, его исцеляющую силу. Не случайно М.Горький говорил о «социальной педагогике» его творчества. Язык – это знак культуры, это экология, это чудо и спасение.
«Приращение смысла»:
Великие о великом – о роли и значении языка
Во второй части статьи мы опубликуем материалы для организации самостоятельной работы с рассказом «Аристократка»
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный».
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.