- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
В чем суть поэзии? (по творчеству Б. Пастернака)
Подготовка к эссе в 11 классе
Обращение к темам эссе, посвященным творчеству поэтов, требует от выпускника применения инструментов анализа лирического произведения. Это непросто. Поэтому важно познакомиться с рекомендациями по написанию эссе такого типа, разработанными Машкиной В., студенткой филологического факультета МГУ.
Вступление в таком эссе может быть разным. Например, можно отметить, что
- Тема поиска цели творчества традиционна для русской поэзии. Она всегда волновала поэтов, что своеобразно выражено в их литературном наследии. Именно к нему обращается Борис Пастернак в своих собственных исканиях: опыт предшественников служит для него материалом и пищей для размышления. Поэт наследует идеи и преобразует их уже в рамках собственного понимания.
Или же можно раскрыть тему в свете индивидуальных черт Бориса Пастернака, лишь отчасти затронув традиционность:
- Лирический герой чувствует необходимость говорить о себе, о «своих» стихах. Поэзия – это не только отражение жизни, это сама жизнь. Мироощущение Бориса Пастернака находит воплощение в первую очередь в его поэтическом творчестве.
Для первого вступления следует обратиться к стихотворениям Пастернака, так или иначе имеющим отношение к другим поэтам.
Борис Пастернак нередко обращается к другим поэтам в своем собственном творчестве. На первый взгляд, в плеяде поэтических талантов он ставит самого себя особняком, будто и не претендует на право творения. Так, в стихотворении «Гималайский кедр» лирический герой словно боится прикасаться к наследию предшественников:
Есть в опыте больших поэтов
Черты естественности той,
Что невозможно, их изведав,
Не кончить полной немотой
Однако это собственный опыт и самого Пастернака: к финалу он уже объединяет себя и других поэтов одной судьбой.
Скромное признание в избранности звучит и в стихотворении «Быть знаменитым некрасиво», его автору личность поэта видится в роли проводника, ведущего людей за собой, но не возвышающегося над ними.
В основной части можно отразить и другой взгляд на тему:
Борис Пастернак задумывается о роли поэта в мироздании и самой сути поэзии. Этому поиску посвящена значительная часть стихотворений. Одно из них – «Как усыпительна жизнь», где говорит о цене поэтического дара, которую приходится платить творцу:
Я с ними не знаком.
Я послан Богом мучить
Себя, родных и тех,
Которых мучить грех
Такие же мысли отражены в стихотворении «Любимая – жуть! Когда любит поэт»: избранность поэта дарит ему особый взгляд на вещи и отношения.
В то же время, говоря о личных переживаниях, Пастернак не отрывает самого себя от мира, в котором живет. Так, в стихотворении «Определение поэзии» стихийность поэтического творчества неотрывно связана с природной стихией. Именно окружающая действительность дарит ему мимолетное вдохновение, что тоже очень волнует поэта.
В заключительной части эссе можно сделать следующие выводы:
- Борис Пастернак наследует традицию посвящать теме поэта и поэзии особенную часть своих стихотворений. Он четко видит свое место в исторической эпохе, среди талантливых предшественников и современников.
- Процесс создания стихотворений для поэта – путь к самоопределению и саморефлексии. Пастернак видит четкую связь со своими личными переживаниями и творчеством. И именно в нем находит сказать что-то откровенное людям и самому себе.
- Борис Пастернак показывает, что творческая личность живет в том же мире, что и мы с вами, но видит и чувствует его особенно искренне.
Материал для подготовки к эссе по другим темам здесь.