- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Смысл школы – школа смысла
К интерпретации поэтического текста
Мы открываем на нашем сайте новую рубрику. Хотя она обращена учителю словесности, мы верим, что ее читателями станут все, кого волнует и манит тайна поэтического слова. Научиться понимать поэтический текст – это подняться на самую верхнюю ступеньку читательского мастерства. У нас есть уникальная возможность получить в мир поэзии надежного проводника. Это Анастасия Леонидовна Мурзина. Мы надеемся, что на этой страничке сайта сможем публиковать ее размышления над любимыми поэтическими строчками.
Кроме того, с её согласия мы начинаем публикацию фрагментов книги «Смысл школы – школа смысла. К интерпретации поэтического текста». Она представляет собой пособие о выразительных средствах языка. Сложная информация о литературоведческих терминах подаётся на словесном, графическом, рисуночном и символическом уровнях. В книге представлен собранный по крупицам бесценный материал для думающего читателя.
Учитель сможет использовать материалы книги на уроках русского языка и литературы, факультативах, элективных курсах, практических занятиях. Родитель заглянет в нее, когда ребенок начнет готовиться к суммативному оцениванию по литературе. Просто посетитель сайта с удовольствием прочтет в каждой главе подборку лирических произведений. Рецензент книги - Г.И.Власова, доктор филологических наук, профессор, и. о. зав. кафедрой языковой подготовки КФ МГУ им. М.В.Ломоносова.
Сейчас наши бембики (ученики подготовительной группы школы Бемби) только-только учатся быть читателями. Но мы же знаем, что, когда они вырастут, станут активными читателями нашей новой рубрики и, конечно этой удивительной книги.
Из предисловия к книге:
«В твоих руках не совсем обычное учебное пособие: его создали учитель и ученики. В книге мы попытались разгадать тайны мощного воздействия поэтического слова на душу и сердце человека. Главы «учебника» составляют проекты лицеистов о тропах, фигурах, интонации, звукописи, цветописи, теории стиха, художественном образе. Содержат первые публикации выпускников.
Мы исследовали те художественные средства, которые позволяют наполнить «невыразимым» каждое слово, подчеркнуть тона, полутона и оттенки смыслов.
Делали это на лучших примерах мировой классической поэзии. В книге приводятся алгоритмы, интерпретации поэтических шедевров, сделанные ведущими учеными и журналистами.
«Не зубрить малое, а понимать многое, - призывал талантливый методист Г. А. Гуковский. Для того, чтобы научиться этому, надо найти «ключ», отпирающий все тайны искусства: ключ этот – научное понимание произведений искусства».
Мы искренно искали этот чудодейственный ключ. И нашли.
Приглашаем к сотворчеству и тебя, Читатель!
С уважением, авторы книги
Необходимое замечание. Возможно, ваш первый опыт прочтения поэтического текста напоминает чувства лирического героя стихотворения Гете (перевод Б.Заходера):
Стихи подобны разноцветным стеклам
Церковных окон. Заглянув снаружи,
Мы ничего там не увидим толком.
“Сплошная муть, а может быть – и хуже!” -
Так скажет обыватель. Он сердит,
Когда он ничего не разглядит.
Что ж, это поправимо. Знаем, что постижение материала этой удивительной книги позволит вам смело вступить в «священные поэзии пределы». И вот результат:
Как хорошо, как ясно и светло
Сияет многоцветное стекло!
Здесь новый свет откроется для вас.
Все возвышает дух, пленяет глаз.
И ежели в вас есть душа, то вам
Он по душе придется, этот храм!
Сравнение
Приветствую тебя, дорогой читатель! В этой главе я попытаюсь рассказать о тайнах сравнения.
«Углубимся» в теорию. Я понимаю: это жутко скучно, но порой без теории практика не «закрутится». Это равносильно тому, что ты попробуешь испечь торт без рецепта. Кстати, вот и оно – сравнение. Ладно, «немного» теории.
Сравнение – это сопоставление двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого. В сравнении непременно содержатся два элемента: то, что сравнивают, и то, с чем сравнивают.
Виды сравнительных отношений
Рокотов. «Портрет Струйской» |
|
Здесь перед нами предстаёт «ангельский» образ. Мы представляем то прекрасное, нежное, неуловимое, навеянное стихами. И возникают разные теплые чувства и ощущения. |
Мы сказали, что главное в сравнении — первый элемент. Однако бывают случаи, когда сравнение задумывается не ради того, чтобы полнее описать какой-то предмет, а затем - чтобы ввести в разговор как можно больше упоминаний о других, часто совершенно посторонних вещах. В таких сравнениях — их иногда называют гомеровскими, поскольку они встречаются в поэмах «Илиада» и «Одиссея», созданных легендарным древнегреческим поэтом Гомером, — бурно расширяется второй элемент. Посмотрите, как это происходит.
Смотрю на водопад Лушань
За сизой дымкою вдали
Горит закат,
Гляжу на горные хребты,
На водопад.
Летит он с облачных высот
Сквозь горный лес
И кажется: то Млечный Путь
Упал с небес.
Не правда ли - чудесная вещь!? Когда я впервые прочитал это стихотворение, я не мог представить себе такую картину. Я не понимал, как можно сравнивать столь «разные» вещи, но я был так поражен сравнением, что незамедлительно «залез» в Интернет и нашел изображения того самого водопада и снимки Млечного Пути. И вот после этого я понял, что сравнивать можно что угодно с чем угодно. Сравнивайте… смелее!..
Мурзина А.Л., заслуженный учителя Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»