- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Подготовка к эссе по повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" -2
Прочитаем отдельные эпизоды повести вместе. Это позволит ощутить удивительный эмоциональный настрой пушкинской прозы, заново пережить перипетии судеб его героев и правильно интерпретировать произведение.
Слайд№1
Слайды №2 -3
Не торопитесь пролистывать первые страницы повести. Они очень важны. Воспоминания Петра Андреевича Гринева о своем детстве – неисчерпаемый источник размышлений о роли семьи в жизни и судьбе любого человека. Милые подробности беззаботного детства Петруши. Как к ним отнестись?
Слайды №4-5
Невольные параллели с комедией Д.И.Фонвизина «Недоросль» нужно уметь правильно объяснить и развести. При внимательном чтении вы увидите глубокие внутренние различия, хотя внешнее сходство поразительно. Вопросы на слайде № 4 «Недоросль Петруша» помогут избежать ошибочных выводов.
Слайды №6-7
Ключевая сцена 1 главы – напутствие отца. В этом эпизоде значимо все, включая художественную деталь – заячий тулупчик, который надевают Петруше под лисью шубу. Какая интересная подробность! Мы помним, какую роль тулупчик сыграет в жизни Гринева. А внимательный читатель обратит внимание и на лисью шубу поверх заячьего тулупчика, и на то, как, пожалованный Пугачеву, затрещит детский тулуп по швам, когда будущий предводитель восстания натянет его на себя. Кстати, почему детский? Потому что маленький? Или потому, что часть той милой поры, с которой Гринев уже попрощался? А если проследить линию обмена подарками, то вспомним, как Гриневу будет жалован овчинный тулуп. Правда, как интересно это сопоставление? Есть мнение, что, учитывая мифологическое значение образа овцы, можно говорить о подсознательном стремлении Пугачева к добру, состраданию и покаянию. «Вспомним о христианском образе заблудшей овцы, который ассоциируется с невольным грешником, о символе Иисуса Христа – Агнце Божьем. Этот подтекст позволяет по-иному взглянуть на характер Пугачева и увидеть в нем человека, потерявшего дорогу в жизни, уставшего от убийства и разбоя, стремящегося к смирению и покаянию» (Е.Добин)
В русской классической литературе вы не раз встречали похожие сцены. Напутствовали своего сына отец Молчалина («Мне завещал отец…» - фрагмент комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума») и батенька Чичикова (Н.В. Гоголь «Мертвые души»). Услышали мы родительское благословение из уст старика Болконского (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Ваше мнение?
Слайд №8
Читаем дальше. Главный герой повести отправляется в путь. Но протяжении всего повествования мемуарист расскажет обо всех перемещениях Петруши Гринева. Герой проводит много времени в дороге. Дорога – в прямом и символических планах – отмечена на слайде.
Слайд №9
Первые жизненные испытания. Как преодолевает их главный герой?
Слайд № 10
Глава «Вожатый» - ключевая в повести. Метель в степи, встреча с будущим предводителем крестьянского восстания полна символических деталей. См презентацию «Капитанская дочка. Пролог», слайд №12 Так же построено стихотворение А.С.Пушкина «Бесы». Сопоставление этих произведений поможет вам интересно интерпретировать данный эпизод.
Слайд № 11
Сны в литературном произведении всегда играют особую роль. В чем заключается функция сна, который видит Гринев после встречи с вожатым?
Слайд №12
Возможно, вам захочется высказаться в своем эссе о Савельиче. Очень яркая и самобытная личность. Не пропустите! Почему он не сочувствует восставшим, хотя сам из народа? Это говорит об ограниченности его взглядов или, наоборот, о мудрости? Современник писателя, В.Ф. Одоевский так отозвался о крепостном дядьке: «Савельич чудо! Это лицо самое трагическое, то есть которого больше всего жаль». Подумайте над этим высказыванием!
Слайды № 13-14
Подробные сведения о Пугачеве в первой части нашей статьи (см. презентацию Капитанская дочка. Пролог, слайды № 10-16 ) помогут вам сформировать свое отношение к этому персонажу и понять особенности авторской позиции по отношению к руководителю восстания. Поэтому переместимся вперед - в Белогорскую крепость
Слайд №15
Первая встреча с Машей Мироновой. Об этом персонаже повести – чуть позже. Пока нас интересует еще один значимый персонаж повести – Швабрин. Пушкин проведет его жизненный путь параллельно швабринскому. Мы не знаем и уже никогда не узнаем, кто его отец. Да это и неважно. Поступки сына – суд ему на миру. Присмотритесь, прислушайтесь. Чем отвратителен этот герой? Постарайтесь понять, что в его внутреннем мире настораживает. Почему он стал пугачевцем?
Слайды № 16-17
Самые трагические страницы повести. Очень сильное впечатление от каждого эпизода, связанного с падением Белогорской крепости. Важен каждый фрагмент. Как началась осада? Внимательно отнеситесь к воспоминаниям Гринева об этом. Бесстрашие, с которым капитан Миронов и Иван Кузьмич принимают смерть, впечатляют. Готовность к смерти Петра Гринева, его спокойное принятие своей участи уже позволяют говорить о том, что между Петрушей Гриневым и поручиком Петром Андреевичем Гриневым – большая дистанция, которую он достойно преодолел.
Слайды №18-21
Это одна из сложнейших частей повести. Она рождает множество вопросов у современного читателя. Постараемся ответить на них.
Слайды №22-23
Обратите внимание, что с этого эпизода встречи Гринева и Пугачева будут проходить ночью, при неверном свете свечи. Интересный художественный прием!
Слайды № 24-25
Слайды №26-27-28
Подбор эпизодов, который поможет выстроить аргументированное высказывание о Маше Мироновой.
Слайды № 29 - 33
На что еще нужно обратить особое внимание, перечитывая страницы повести, посвященные Гриневу и Маше. Кроме того, слайды помогут довести линию взаимоотношений Гринева и Пугачева до логического конца. Начало рассуждений – в первой части статьи «Капитанская дочка. Пролог»
Слайд № 34
Об этом эпизоде мы уже говорили. Капитанская дочка. Пролог, слайды № 18-20
На этом слайде – необходимые обобщения
Слайды № 35-36-37
Материал этих слайдов поможет обобщить материал о проблеме чести, которая поставлена и решена в повести.
Слайды №38-39
Они посвящены особенностям композиции романа и построены таким образом, чтобы прямое обращение мемуариста к читателю заняло в вашем понимании идейного содержания романа достойное место.
Слайды № 40-41-42
Для любителей изящной словесности. В чем своеобразие пушкинского стиля?
Слайд №43
Образовательный центр «Бемби»