- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Интерпретация стихотворения Олжаса Сулейменова «Последнее слово акына Смета»
При подготовке к суммативному оцениванию по литературе в 8 классе в разделе «Любовь и честь» ученикам предлагается анализ стихотворения О.Сулейменова притчевого содержания «Последнее слово акына Смета». Оно обращено к вдумчивому читателю, которому будет полезной информация, представленная в статье А.Л.Мурзиной, нашего постоянного автора. Статья будет интересна и старшеклассникам, которые готовятся к выпускному эссе.
Предтекстовая работа
- О чем может быть стихотворение с таким названием?
Название часто является ключом к идее, к авторской позиции.
В заголовке любого произведения каждое слово значимо.
- «Последнее» - как можно истолковать значение этого слова в контексте названия?
Нам представляется, что герой находится на грани между жизнью и смертью. Ему что-то угрожает, герой уверен, что больше никогда не сможет петь. В каком случае замолкают уста поэта? Только в случае смерти. Поэтому это слово – последнее.
- Подумаем, каким может быть последнее слово?
Во-первых, выстраданным, искренним, живым, настоящим, проникновенным, важным, значимым и, наконец, исповедальным (от слова «исповедь»). Это его, Смета, мысли, чувства, ценности, которые помогают нам понять, каков один из главных героев стихотворения.
- Что добавляет к сказанному слово «акын»?
Акын – поэт, импровизатор и певец.
Акын импровизирует в форме песенного речитатива под аккомпанемент домбры.
Импровизация – сочинение стихов и музыки в момент исполнения, выступление с неподготовленным заранее произведением.
Акыны пользовались большим авторитетом в народе, оказывали влияние не только на чувства людей, но и на общественное сознание. Опирались акыны на поэтическую традицию народа. Глубокое и свободное владение традицией – песенной, поэтической – позволяло импровизатору творить вдохновенно и легко.
Несомненно, акын должен был обладать уникальными способностями: реагируя на вызов соперника, мгновенно создавать песню, глубокую по содержанию и совершенную по форме.
Мы убедились в том, что в названии заключается огромный смысл.
«Последнее слово акына Смета» - последнее слово певца миру, из которого он должен безвременно уйти…
Не случайно поэт указывает на время, описанное в стихотворении, - 19 век. Образ времени угадывается за выразительными деталями, представленными в произведении. Читатель погружается в эпоху, но понимает, как глубоко его идейное содержание, созвучное любому времени.
Теперь прочитаем стихотворение и попробуем понять, в чем заключается его обаяние. В чем тайна влияния на чувства читателя?
- Обратим внимание на жанр стихотворения.
Мы почувствовали «притчевость» начала стихотворения и его финала. Попробуем доказать свое наблюдение.
- Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах.
Иными словами, притча – небольшой рассказ-поучение в иносказательной форме. В.И.Даль толкует притчу как «поучение в примере».
Слова старого прославленного акыка Азербая сыну Алибеку: «Мужчина Смет опозорил меня. Но поэт Смет продолжит славу Азербая» являются загадкой не только для сына.
- Притча-загадка – отличный аргумент в беседе, споре. Но она должна быть разгадана, т.е. «сопоставлена, сопережита и понята в результате самостоятельной интеллектуально-нравственной работы читателя (слушателя)». Притча требует активного постижения ее смысла. «Это труд и творчество», - так справедливо оценивает выдающийся филолог смысл чтения.
- В притче «персонажи очерчены схематично, лишены характеров» в привычном для нас смысле слова. Это человек «вообще». Обратимся к стихотворению О.Сулейменова: о молодых людях сказано, что «раньше у них была любовь»; О Боян – «красивая жена акына Азербая»; Азербай – «маленький седой» акын, - и – после решения не мстить Смету, не чинить расправу над пойманными – «великий старик».
Если мы поймем, в чем величие этого певца степи, то мы осмыслим авторский замысел. Помним: в притче есть буквальный смысл и потаенный, скрытый. (Подтекст!..)
- Смысл притчи не в том, какой человек в ней изображен, а в том, какой этический выбор сделан человеком. Он на стороне добра или зла? чести или бесчестия?..
- Жанр притчи в данном случае – способ авторского обобщения, когда поэт использует поэтику жанра для душевного разговора с читателем о волнующих его нравственных проблемах.
- Притча ставит героев в огромную, общезначимую ситуацию этического, философского или другого выбора, имеющего принципиальное, основополагающее значение. Выбор Азербая – подтверждение этого.
Песня акына Смета
«Разрывает» притчу«СЛОВО» - песня акына Смета. Она напрочь лишена повествовательности. В песне выражено идейно-эмоциональное отношение к событиям, глубина чувств, высокие поэтические достоинства. Мы ощущаем ее музыкальное совершенство. Удивляет многообразие содержания общественной и личной жизни.
«Песни поют у родного очага и в космическом полете, на отдыхе, за работой, перед боем, у колыбели и в смертный час».
В смертный час поет свою последнюю песню Смет. Именно содержание песни Смета, освященное великим даром молодого акына, непревзойденным поэтическим талантом, сила чувства и сила слова, выразившего эти искренние чувства, позволили Азербаю преодолеть себя: он отпускает влюбленных с миром. Песня Смета покорила его настолько, что Азербай сумел подняться над узким, семейно-бытовым и привычным представлением до уровня философа и мыслителя.
Композиция
Как построено стихотворение О.Сулейменова?
Притча в стихотворении играет роль художественного обрамления. Художественное обрамление – сцены, начинающие и заканчивающие основное действие в произведении. Иными словами, «рассказ в рассказе».
Художественное обрамление «мотивирует введение каких-либо элементов в произведение, указывает на место и время происходящих событий, обозначает участников и очевидцев». Притчу буквально «разрывает» песня Смета, его предсмертное, как он полагал,слово. По эмоциональному накалу, по исповедальности – сильное, «пробивающее» чувства читателя.
Сюжет (кроме песни!) можно легко пересказать.
Молодой акын Смет украл красивую жену прославленного акына Азербая. «Раньше у них была любовь». Беглецы пойманы сыном Азербая Алибеком и ждут своей участи. Законы степи по отношению к таким поступкам суровы.
Перед своей кончиной Смет пропел вдохновенную песню. Потрясенный Азербай пощадил певца, вопреки семейно-бытовым традициям. Он стар. У народа должен быть талантливый певец.
Этот скудный пересказ сюжета не исчерпывает глубокого содержания произведения.
Сюжетный план:
- События до поимки беглецов
- Перед расправой
- Песня – последнее слово Смета миру
- Решение великого старика о пощаде беглецов –
не передает всех нюансов отношений между героями, их ценностями и поступками.
Образы
- Образ Баян, любимой акына Смета, соткан из незначительных деталей. «Красивая» - это оценка окружающих. Любовь к Смету не ушла из ее сердца, даже когда она стала женой Азербая. Но внешняя красота – не вся ее оценка. Вдохновенная песня акына – тому свидетельство. Он посвятил ее (песню) Баян. Разве это не подтверждение богатства ее натуры?!! Эпитет «милая», согласно словарям, - родная, единственная, близкая душа, верная.
- Образ Азербая
«Маленький, седой», «великий старик».
Некрасивость, подчеркнутая автором, - сознательная деталь в портрете прославленного акына. С виду тщедушный и непривлекательный, он в глазах читателя превращается в человека чести и достоинства, мудрого и справедливого. Азербай не мог лишить жизни талантливого певца, сила слова которого может возвышающе действовать на людей.
Задача Азербая – оставить преемника на поприще импровизатора. Настоящий художник не может и не должен погубить другого художника, самобытного и талантливого. В том его величие, что не разрушительная ложь, а великодушие, честь человека и поэта, вдохновенное слово, которое считается драгоценным в сознании народа, будит самые прекрасные чувства. Для Азербая поэзия – превыше всего.
Прослеживается противопоставление (антитеза) портрета и внутренней сути поэта. Внешняя некрасивость и внутренняя красотаи величие человека.
Как надо интерпретировать слова Азербая, его Поступок?
Очевидно, что талант, Божий дар, по мысли В.И.Даля, - «дарование, способность, данная Богом; «неординарный, яркий, дар природы, светлый, самобытный». Поэтический гений в системе ценностей Азербая выше вековых устоев семейных отношений. Мудрость великого старца еще и в том, что он своим решением не разрушил добрые отношения между семьями Баян, своей и Смета. Не проявляет эгоизма в отношении к принадлежавшей ему женщине.
Мудрость Азербая.
- Знал силу чувств и силу слова.
- Близок к точке зрения лирического героя стихотворения А.С.Пушкина «Я вас любил…»:
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим
- Понимал, что «словом можно убить, словом можно спасти,словом можно полки за собой повести».
Не утратил чести в сложные для него минуты.
- Не разрушил мир между семьями, не посеял рознь (Не открыл ящик Пандоры!)
- Потому не останется в одиночестве: есть семья, сын, промелькнувшая «молодка в белом жаулыке»
Поступок Азербая свидетельствует не только о чести «великого старика», но и о глубоком понимании роли (предназначения) поэтического слова в жизни народа. Не месть, а честь человека и поэта, понявшего, что предназначение акына Смета на этой земле – жить, чтобы творить, пробуждая «чувства добрые». Дар – это драгоценность народа. И погубить её никто не имеет права. Голос певца будет звучать «во дни торжеств и бед народных». Для Азербая честь и творчество превыше всего.
Небольшое отступление для юных литературоведов
В истории литературы можно проследить, как складывались отношения между прославленными мэтрами и молодыми дарованиями. В маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» А.С.Пушкина завистник Сальери смог отравить гениального Моцарта , чтоб не тревожил сердца людей неземной музыкой.
«Гений и злодейство – две вещи несовместные», - произносит перед смертью Моцарт.
А В.А.Жуковский дарит своему юному наследнику А.С.Пушкину портрет с надписью: «Победителю ученику от побежденного учителя».
Обратимся к словарям, которые помогут прояснить значение слова ЧЕСТЬ.
В.И.Даль «Словарь живого великорусского языка».
Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть.
Честь ум рождает, а бесчестье последний отнимает.
Из 4-хтомного словаря русского языка под ред А.П.Евгеньевой.
Честь
- Совокупность высших морально-этических принципов личности// Достоинство// Хорошая, незапятнанная репутация// Почет, уважение// То, что дает право на почет, уважение, является почетным // О том, кем и чем гордятся, кому и чему отдают дань уважения, восхищения.
- Образ Смета
«Сухие» слова описания его поступка и его облика: «украл красивую молодую жену акына Азербая», т.е. совершил преступление («опозорил»), с точки зрения семейно-бытовых традиций. Но между Сметом и Баян «была любовь». Перед влюбленными стоял выбор: либо смириться с судьбой и забыть друг друга, либо бросить вызов судьбе и стать счастливыми, несмотря на последующие события. Певец выбрал второе. Ухмыляющийся Алибек готовит расправу над беглецом. Он заарканил Смета и сбросил его около юрты Азербая.
Смет ведет себя достойно: не унижается, не просит о прощении. Спокойно ждет заслуженного возмездия. Но в трагические для себя и Баян минуты он исполняет песню. Эта песня – сердце всего произведения О.Сулейменова. В ней Смет утверждает: любовь сильнее смерти, любовь сильнее страха смерти!
Построена песня как антитеза. Смет размышляет в ней о своей жизни и делит свои размышления так: первая часть перечисленного – о чём не жалеет, вторая – о чем жалеет…
Из сказанного (или пропетого) акыном перед читателями вырисовывается его душевная красота (а ведь в перечне его портретных деталей бросается в глаза эпитет «некрасивый»).
- Перед нами человек, любящий свою землю, не избегающий «любой работы». Часто он бывал голодным, но делился последним с добрым и с недобрым ( «с недобрым – чаще»).
- Не было «тихой подруги», а мечта о друге не сбывалась.
- Не пришлось качать сына на колене
- Часто грозила смерть
style="display:block"
data-ad-client="ca-pub-2178200348665364"
data-ad-slot="3921061030"
data-ad-format="auto"
data-full-width-responsive="true">
?php ?>
Эти детали жизни и судьбы певца рисуют человека незаурядного, доброго.
О чем жалеет поэт?
О том, что погибнет молодым, а жизнь не повторить.
О том, что испытал любовь («не знал я никого милее женщины поэта Азербая»). Во весь голос звучит песня любви к миру и к женщине, милее которой не знал.
Интересно то, что антитеза не очень-то противопоставляет то, о чем не жалеет, тому, о чем жалеет певец. Обе части взаимообогащают и дополняют богатый внутренний мир акына, еще больше подчеркивают его неоспоримые достоинства его личности.
Поэт использует параллелизм – употребление одинаковых или сходных элементов, один из видов повтора. Параллелизм – фигура поэтической речи, в которой для уподобления явлений создаются однотипные высказывания о них. В стихотворении Сулейменова предложения имеют сходную конструкцию, которая заканчивается строкой, состоящей из одного слова : «не жалею». Это напоминает удары сердца. Они «ломаются», когда идет короткая строка. Создается ощущение, что мы слышим ритм пульса…
Эта песня акына говорит о том, что любовь - в его понимании – превыше всего на свете.
Песня Смета сотворила чудо: Азербай отпускает беглецов с миром. А это значит, что акын, переживший трагические минуты, обретет счастье любви и творчества. Как вы думаете, для Азербая творчество выше любви? Хорошая тема для дискуссии.
Обратимся к критериям оценивания анализа стихотворения и проверим себя.
- Ученик должен увидеть, что роль антитезы велика. Он может проследить ее в словах Смета: жалею – не жалею. Антитеза подчеркивает важность чувства любви в жизни персонажа, даже если она сопровождается грустью и тоской.
- Важно, чтобы восьмиклассник увидел антитезу в образах: начинающий поэт и опытный, мудрый поэт, который смог оценить по достоинству творчество юного. В этом случае антитеза показывает читателю ценность искусства.
- Очень хорошо, если ученик видит противопоставление в ситуациях: предполагаемая смерть за позорящий поступок – великодушный поступок обиженного мужа. В данном случае антитеза помогает понять, насколько непростым было принятое Азербаем решение. Поэт в нем побеждает опозоренного мужа.
Как раскрывается мотив чести в произведениях О.Сулейменова «Последнее слово акына Смета» и А.С.Пушкина «Капитанская дочка»?
Гринев – человек чести. Пушкиным создан образ достойного христианина, ни разу не поступившегося собственной честью, не солгавшего ни в чем.
Дополнительный материал к анализу повести А.С.Пушкина - по ссылкам:
https://bambi-astana.kz/for-teachers/podgotovka-k-esse-po-povesti-aspushkina-kapitanskaya-dochka-2
Дополнительная информация для старшеклассников, готовящихся к эссе
Тема запретной любви и проблема чести в русской литературе
- Можно сопоставить стихотворение О.Сулейменова и «Песню про купца Калашникова» М.Ю.Лермонтова. В произведении Лермонтова показана запретная любовь опричника Кирибеевича, верного слуги царя Ивана Грозного, к Алене Дмитриевне, верной и преданной жене купца Калашникова, приводит к поединку. Кирибеевич обесчестил семью Калашникова: жену, детей, младших братьев. По законам чести того времени принимает Степан Парамонович Калашников, носитель лучших черт национального характера, вызов Кирибеевича, решаясь «стоять за правду до последнего». Ценой собственной жизни восстановил он честь семьи, не изменяя чувству долга. Справедливость торжествует в финале произведения. Но судьба человека чести, защищающего правду-совесть, обычно сурова и трагична.
Полную презентацию слайдов о "Песне про царя Ивана Грозного, молодого опричника и удалого купца Калашникова" можно найти здесь
Просмотрите слайды, расположенные ниже. Они помогут восстановить в памяти события «Песни» и подобрать необходимый аргументативный материал для написания эссе.
2. В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» на признание Онегина Татьяна отвечает:
Я вас люблю (к чему лукавить?)
Но я другому отдана. Я буду век ему верна.
У героини Пушкина собственное представление о чести: не дОлжно предавать человека, ставшего близким в самые отчаянные и трагические минуты жизни. На алтарь любви положена верность.
Материал для анализа романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин» будет дан в следующей статье.
Следите за нашими публикациями на сайте в рубрике «Школьникам и выпускникам»
- Для углубления представлений школьников о предназначении поэзии в жизни общества полезным будет знакомство с публицистикой О.Сулейменова, написанной в период создания им стихотворения «Последняя песня…»