- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Основные черты образа Хлестакова из комедии «Ревизор» в разных видах искусства. Часть 1
В суммативном оценивании по литературе раздела «Сатира и юмор» в 8 классе предложено проанализировать черты образа Хлестакова в разных видах искусства. В первой части статьи мы предлагаем рассмотреть образ Хлестакова в иллюстрациях Константиновского. Вторая часть будет посвящена экранизации комедии.
У каждого вида искусства есть неповторимые средства. Язык живописи в этом смысле не исключение.
Живопись – это вид искусства (наряду с графикой и скульптурой), который отличается от скульптуры тем, что произведения создаются на какой-либо плоской поверхности, а от графики – важнейшей ролью цвета. Выразительными средствами живописи являются рисунок, колорит, композиция, перспектива.
Перед нами особый вид живописи – иллюстрация художника А. Константиновского.
Иллюстрация (от лат. «прояснять» - изображение), поясняющее или дополняющее какой-либо текст.
В словарной статье «Словаря иностранных слов» следует обратить особое внимание на слова «поясняющее» и «дополняющее» текст.
Что же «пояснил» и «дополнил» А. Константиновский?
На наш взгляд, художник следует за Гоголем в понимании образа Хлестакова, интерпретирует «мнимого» ревизора ярко, эффектно.
На иллюстрации А. Константиновского Хлестаков изображен в минуты величайшего блаженства, торжества. Чего стоит его победительно-горделивая поза!.. Художник подчеркнул выражением лица Хлестакова лёгкость в мыслях необыкновенную, лёгкость в поступках необыкновенную, лёгкость в лжи необыкновенную – настоящий «человек-ветер». Внутреннюю пустоту «пустейшего» из пустых подчёркивает броская, яркая, модная, по словам слуги Осипа, одежда из «аглицкого» дорогого, сукна одежда. Петербургский «лоск» – налицо! И прическа соответствует образу ловкого повесы. По всей вероятности, завит у дорогого мастера-парикмахера. Особое внимание привлекает напомаженный вихор (точь-в-точь Скалозуб).
На наш взгляд, герой изображён в минуты его вдохновенной лжи: ведь он лжёт с чувством (хотя его ложь - поневоле), испытывая наслаждение. Это самая поэтическая минута в его жизни! Его звездный час! Его оценили, признали несуществующие достоинства, первые люди уездного городка с подобострастием смотрят на него, ловят каждое его слово, щедро одаривают взятками.
И он пользуясь ситуацией, «срывает цветы удовольствия» от собственного величия.
Ничтожный человек старается сыграть роль выше той, которая уготована ему судьбой: быть «елистратишкой», презираемым даже собственным слугой.
В данном случае художник – не подражатель Гоголя. Он наследник Гоголя. (М.Г. Качурин)
М.Г. Качурин задаётся вопросом: «… а не сидит ли он [Хлестаков] в каждом 18-20-летнем человеке (в той или иной мере)? Может быть, этим надо переболеть – юной самоуверенностью, склонностью к бахвальству и фантазиям?
Вот как «разворачивает» художник свое видение образа главного героя комедии в иллюстрировании других эпизодов комедии.
Почему- то приходит на память другой недоросль – из романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка» - Петруша Гринёв. Ситуации сходные: повзрослевшие дети «отрываются» от своих родителей, от дома и начинают взрослую жизнь. Но один проматывает родительские деньги на дорогую модную одежду, прогулки на извозчиках, на дорогие кушанья (самые лучшие), на карточные игры; а взятые как будто в долг деньги у чиновников и не думает возвращать. Сказывается «подленькая, ничтожная натура».
Другой же воплощает в жизнь завет отца: «Береги честь смолоду». Возвращает долги. За честь готов заплатить жизнью. Да и Савельича никак нельзя сравнить с Осипом: масштаб личности не тот.
P.S.
Иллюстрация А. Константиновского – подтверждение мысли Н.В. Гоголя о гении пустоты Хлестакове, который голодает, но не смеет
- продать что-либо из одежды: хочет приехать в деревню петербургским франтом.
- даже в своих «голодных» фантазиях представляет, как подъедет в своём столичном наряде к какому-нибудь помещику, как покажет светские приёмы, какой фурор вызовет у помещиков.
А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР, учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный»