- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Проблема личности и власти -2 «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова
Продолжаем публикацию материалов для написания эссе на тему «Проблема личности и власти». В данной статье будет рассказано о сложности решения этой проблемы в мистическом романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Материалы статьи используется учениками центра развития на этапе подготовки к написанию выпускного эссе. Варианты рассмотрения темы позволяет использовать разнообразные аргументы по выбору пишущего. Статья снабжена интересным иллюстративным материалом, который есть в ресурсной базе нашего центра развития.
Материалы для вступления
- Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» - одно из самых интересных явлений не только в русской, но и в мировой литературе. В произведении органично сплетается множество сюжетных линий, пластов повествования. Проблемы, которые затрагиваются в романе, - вечные. Это творец и общество, свет и тьма, свобода и рабство. Но одной из главных становится проблема взаимоотношений личности и власти в современной писателю России, которую можно рассмотреть на примере судьбы Мастера и его возлюбленной Маргариты.
- Писатели XX века нередко задавались вопросами, касающимися взаимоотношения человека и окружающего мира, личности и власти и т.д. И это неудивительно, ведь в мире, в котором политические системы сменяли одна другую очень быстро, когда мир охватывали войны, а многие люди подвергались репрессиям и гонениям, вопросы о том, как человеку выжить в этом мире, как правильно взаимодействовать с властью были особенно актуальны. Одним из самых ярких произведений, посвященных этой проблеме, является роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
- Роман «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, официально увидевший свет только в восьмидесятые годы XX века, является одним из самых ярких произведений русской и мировой литературы двадцатого столетия. В этом уникальном романе удивительным образом переплетаются прошлое и настоящее, вечное и земное, свет и тьма. Через призму этих понятий автор рассказывает читателям о темах, которые он считал особенно актуальными. Среди них выделяется проблема взаимодействия человека и власти, которая показывается на примере Москвы двадцатых годов XX века и Ершалаима I века нашей эры.
Основная часть
- Судьба Мастера – это трагичная судьба внутренне свободного творца, который, не желая жить обычной жизнью советского писателя и творить на заказ, оказывается в психиатрической лечебнице. Когда встает выбор между скучной и обычной жизнью обычного советского человека, рядового писателя, которого и творцом назвать нельзя, так как невозможно творить по принуждению и жизнью творца, который в глазах власти выглядит сумасшедшим, Мастер выбирает второе. И Маргарита, такая же внутренне свободная, становится его спутницей, возлюбленной, понимающей его и принимающей каждое его решение. Вместе они разделяют и покой.
Противоположным, с точки зрения творческого пути, является судьба Ивана Бездомного, который пишет под заказ. Он не творит, а пишет, выполняя поручение начальства. У него нет внутренней свободы, он раб системы, такой же, как и Берлиоз.
Но если Берлиоз мертв окончательно и после своей смерти растворяется в небытие, то у Ивана ещё есть шанс все осознать и начать жить заново, быть свободным, а не рабом. И Бездомный им воспользуется. В финале романа мы видим уже не рядового поэта, чей удел – писать под заказ низкосортные стихи и поэмы, а ученого-историка, который посвятил свою жизнь выяснению истины.
- Писатель показывает не только Москву 20-х годов и рассказывает о том, как в этом мире живут представители разных социальных слоев, в том числе, и представители творческих профессий, но и рассказывает историю Иешуа Га-Ноцри, философа и проповедника и Понтия Пилата, кесаря Римской Империи, наделенного огромной властью в земном мире. Их взаимоотношения очень интересны. С одной стороны, читатель видит почти всемогущего кесаря, от которого зависит судьба Иешуа. Пилат имеет возможность помиловать философа, но боясь пойти против воли Синедриона и потерять свою власть, милует Варравана. С другой стороны, уже много позже, в финале романа мы видим, что Иешуа и Пилат поменялись местами и теперь уже от «философа», каковым его считал кесарь, зависит, получит ли прощение глубоко раскаивающийся в своей трусости бывший римский кесарь.
Если Иешуа Га-Ноцри представляет в романе свет, то Воланд – тьму. В его власть попадают души тех людей, кто при жизни творил зло. Воланд появляется как действующее лицо в мире атеистической Москвы, где в существование высших сил практически никто не верит.
Но это означает, что для жизни вечной души тех, кто отрицает само существование света и тьмы утеряны (вспомните, душа Берлиоза растворяется в небытие). При этом важно отметить, что свет не может вмешиваться в дела тьмы, а тьма не может вмешиваться в дела света.
- В мире настоящего авторов концентрирует внимание на судьбах творческих людей, показывая «писателей» и «поэтов», трудящихся на благо советской власти, пишущих на заказ, и внутренне свободных, ни от кого не зависящих творцов. Так, на одном полюсе оказывается духовно мертвый Берлиоз и Иван Бездомный, а на другом – Мастер и его вечная спутница и возлюбленная Маргарита. И главный вопрос, который стоит перед читателем, а можно ли быть творцом, подчиняясь кому-то и не имея внутренней свободы? Ведь интересно, что и Иван Бездомный, и Мастер пишут свои произведения (один поэму, а другой – роман), фактически об одном человеке. И как по-разному у них это выходит! Бездомный, не понимающий и не сумевший выполнить задачу, поставленную перед ним начальником в лице Берлиоза, и Мастер, прикипевший душой к своему творению и чуть не сошедший из-за этого с ума. Власть в этом произведении не позволяет творцу обрести внутренней свободы, и лишь отрекшись от нее, отказавшись от материальных благ становится возможным создать подлинный шедевр.
В мире прошлого взаимоотношения личности и власти тоже оказываются так или иначе переплетены с темой свободы и рабства. Сначала в ершалаимских сценах мы видим всемогущего кесаря, от которого зависит судьба бродячего философа. Кесарь любит общаться с Иешуа, только в минуты их разговоров головная боль, мучающая Пилата, отступает. Но вместе с тем кесарь не идет против желания Синедриона, побоявшись потерять свою власть, и милует не Иешуа, а Варравана. Он проявляет трусость и за это расплачивается за это «двенадцатью тысячами лун раскаяния и угрызений совести». В финальной сцене романа мы видим уже Иешуа, который обладает властью помиловать Пилата и простить его.
Заключение
- Таким образом, можно сказать, что для М. А. Булгакова проблема личности и власти пересекается с проблемой внутренней свободы и духовного рабства. Несвободные люди, рабы системы, за какие-то материальные блага отдающие, даже продающие свою свободу противопоставляются внутренне свободным творцам, которые пусть порой и выглядят сумасшедшими в глазах окружающих и официальной власти.
- Власть человеческая здесь противопоставлена высшей власти, власти света и тьмы, свобода души, вечная жизнь – мнимому богатству и высокому положению в обществе. Роман призывает задуматься о вечном. Земное в «Мастере и Маргарите» противопоставляется высшим силам, и подчас то, что кажется материальным, оказывается на самом деле зыбким и ненастоящим. В один миг все может измениться, но нужно жить по воле сердца и тогда, возможно, ни о чем жалеть в этой жизни не придется.
- Так причудливо и интересно переплетаются в романе прошлое и настоящее, вечное и сиюминутное. Автор, раскрывая проблему взаимоотношений личности и власти, не только показывает трагедии уникальных личностей, но и подчеркивает то, что в первую очередь нужно оставаться верным самому себе и жить так, чтобы впоследствии не жалеть ни о чем.