- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
«Трилогия вочеловеченья» А.Блока – 2
(«Незнакомка», «Девушка пела в церковном хоре» из второй книги стихотворений поэта)
Центр развития продолжает публикацию материалов к дополнительным занятиям со старшеклассниками, которые посвящены изучению творчества А.Блока. Статья завершается слайдовой презентацией. Она поможет качественно и всесторонне поработать над темой.
Начало – см
А.Блок. «Трилогия вочеловеченья» - 1
Вторая книга стихотворений А.А.Блока, которая объединила в циклы стихотворения 1904-1908 годов, - полная противоположность первой. В первой книге преобладает белый цвет. Во второй – черные шелка Незнакомки, черная земля в «Пузырях земли», черная ночь в «Снежной маске». Подобное изменение характера поэзии Блока не случайно. Поэт становится самостоятельнее, освобождается от внешних влияний. Он стремится к изображению жизни, хотя он по-прежнему далек от реалистического воспроизведения действительности.
Стихотворения второго тома ведут лирического героя через страшный мир «Города», в образах которого видятся предзнаменования конца света, через соблазны, увлечения и отчаяние, составляющие основные темы и мотивы циклов.
Женский образ меняется от тома к тому. Вместо Прекрасной Дамы первого тома – Незнакомка. Она более земная, чем Прекрасная Дама, хотя в ней сквозят ее прекрасные и загадочные черты. Столь же призрачны и иллюзорны образы «Снежной маски». Возвышенная любовь первого тома трилогии становится земной, мучительной страстью и оказывается источником страданий во второй части. И только в конце третьего тома появится образ верной подруги, в которой гармонично соединятся идеальные и земные черты. Лирический герой тоже меняется от тома к тому, преодолевая противоречивость внутреннего мира и устремляясь к обретению внутренней гармонии. Ключом к образу поэта, запечатленному его лирикой, служат слова Л.Д.Менделеевой, жены поэта: «В Блоке был такой же источник радости и света, как и отчаяния и пессимизма». Поэтому путь исканий лирического героя – это преодоление пессимизма движением к свету и радости.
Рассмотрим несколько ключевых произведений второго тома.
Незнакомка
Стихотворение 1906 года, которое никого не оставляет равнодушным. Оно является композиционным центром второго тома «трилогии вочеловеченья».
Композиционный прием, положенный в основу «Незнакомки», - антитеза. Две части контрастно противопоставлены.
В 1 части рисуется картина пошлой жизни петербургского дачного общества, проникнутая авторской иронией. Лирический герой одинок в этом мире: вокруг сонные лакеи и «пьяницы с глазами кроликов». Он слышит «скрип уключин» и «женский визг». Дух весны, новой жизни и обновления, становится «тлетворным». «Вечер», «весна», «воздух», «дух» - это образы, которые в 1 томе создавали прекрасный мир рая. Теперь эти мотивы применяются для изображения ада с характерными для преисподней атрибутами – жаром («горячий воздух») и запахом разложения («тлетворный дух»). А к «пыли» и «скуке» добавлен тревожный мотив детского плача. Единственная и Неповторимая Дама из первой части трилогии подменяется несколькими «дамами». Их образ дискредитируется и местом гуляния – «среди канав», и звуками «женского визга», и кривящимся диском луны. Единственный друг лирического героя – собственное отражение. Трагедия лирического героя – в невозможности выйти из замкнутого круга.
Появление Незнакомки привносит иные образы, преображает действительность. Вместо ЛУНЫ из первой части в душе лирического героя зажигается СОЛНЦЕ.
«Крендель булочной», канавы, скрип уключин над озером вытесняется чем-то таинственным и непознаваемым. Образ прекрасной Незнакомки окутан таинственностью. Она не соприкасается с пошлостью обыденного мира. И герой ощущает свою причастность к высшей тайне, недоступной другим. Угаданная тайна открывает возможность иной жизни.
Но интересен параллелизм, возникающий между финалами двух частей, в которых звучат слова об истине в вине. В первой части они произнесены по латыни, во второй – в переводе. И между ними автор размещает фрагмент о незнакомке, что дает право внимательному читателю задать вопрос: а была ли девушка? Не возник ли этот образ под воздействием винных паров?
нашей неотступной мольбе уже в третий, четвертый раз прочитал эту бессмертную балладу своим сдержанным, монотонным, безвольным, трагическим голосом. И мы, впитывая в себя ее гениальную звукопись, уже заранее страдали, что сейчас ее очарование кончится, а нам хотелось, чтобы оно длилось часами».
Постижение глубинного смысла блоковской «Незнакомки» дает возможность сопоставить его со стихотворением «В ресторане», а также провести внутрипредметные связи.
«Девушка пела в церковном хоре…»
Необходим исторический комментарий.
Речь идет о гибели русской эскадры в Цусимском сражении, которое произошло 14–15 мая 1905 года. Это случилось незадолго до окончательного поражения России в Русско-японской войне. И была надежда, что моряки остались живы, что добрались до берегов Кореи и Китая. И произошло невозможное – нечаянная радость, в которую нужно уметь верить. Этот мотив вплетается в ткань стихотворения и звучит как «стихотворение в стихотворении».
Стихотворение воспринимаем и как молитву, полную сочувствия невинным жертвам – вне времени и пространства. И как песню-утешение скорбящим. И как памятник печальным историческим событиям.
Известно, что Блок каждое свое публичное выступление заканчивал этим стихотворением, отмеченным особой чистотой и уравновешенностью вздохом.
Центр развития «Бемби»