- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
«Трилогия вочеловеченья»-3
(«Ночь, улица, фонарь, аптека», «О доблестях, о подвигах, о славе», «На железной дороге»)
Центр развития продолжает публикацию материалов для подготовки к урокам литературы в 11 классе. Данная статья посвящена анализу стихотворений А.А.Блока из третьей книги его «романа в стихах». Начало темы – см.
А.Блок. «Трилогия вочеловеченья» - 1
А.Блок. «Трилогия вочеловеченья» - 2
Вершиной поэзии Блока являются стихи третьей книги (1907-1918). Блок достигает подлинной духовной и поэтической зрелости. В его стихах ставятся важнейшие проблемы эпохи, их отличает глубокое философское содержание и неподражаемое художественное мастерство. Блок движется в сторону реализма, но многие элементы поэтики символизма остаются в его стихах.
Поэт не может быть спокоен в «страшном мире», где «грязь, и мрак, и нищета». Страдания других делают его глубоко несчастным. Трагедия поэта в том, что он не знает, что делать, как изменить этот мир. Он не хочет вернуться в «красивые уюты», уйти в мир мечты. Единственное, что он может, - беспощадно и резко обличать этот мир. Появляются десятки стихотворений, где Блок рисует различные стороны «страшного мира», мрачного и жестокого, уничтожающего все человеческое и прекрасное. Среди них – одно из самых известных поэтических высказываний поэта – «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
«Ночь, улица, фонарь, аптека…»
«О доблестях, о подвигах, о славе… »
А.Блок мучительно переживает отсутствие гармонии в окружающей действительности. Её может привести в этот мир только любовь. Она способна «заклясть хаос», открыть высокий смысл жизни. Стихи поэта о любви полны чистоты и тонкости поэтического чувства. Многие из них он посвятил своей жене Любови Дмитриевне. Их семейная жизнь была непростой по большей части потому, что Блок обожествлял Любовь Дмитриевну, в то время как она была человеком вполне земных страстей.
Обращаем внимание на образ «синего плаща», который, окутав возлюбленную, делает ее недостижимой. Поэт говорит: «Ты в синий плащ печально завернулась..» Глагол звучит горько и печально, его сложно заменить на другой – стихотворение сразу же теряет высоту чувства. То же самое можно сказать о глаголе «сияло»: «Когда твое лицо в его простой оправе передо мной сияло на столе». Ведь это слово говорит одновременно и о ЕЁ красоте, и о возвышенности ЕГО чувств. А Горелов в книге «Гроза над соловьиным садом» так рассказывал о впечатлениях тех, кто слышал эти строки в исполнении поэта: «Тот, кому довелось услышать голос Александра Блока, не мог освободиться от чувства необыкновенной сопричастности к драме сердца, раскрывшейся с такой обнаженностью… «Синий плащ», теряя вещность, становился синью безмерного неба, в сырую космическую ночь поглотившей последнюю на земле «женственную тень». Сколько бы Блок ни старался, он не мог полюбить без звезд.
В стихотворении отчетливо звучит мотив благодарности за любовь, хотя она принесла горечь измены. Покинувшая его женщина, вопреки всему, - «милая», «нежная». Это так созвучно пушкинскому благословению: «Как дай вам Бог любимой быть другим». Ведь когда она была рядом, поэту открывались высшие смыслы и становились никчемными низшие - доблести, подвиги, слава. В шести строфах – история любви, композиционно обрамленная изображением любимой женщины «В сущности, перед нами один из вечных сюжетов: он любит ее, но она уходит. Он смиряется, крутясь а «проклятом рое» жизни, но все же вспоминает, зовет, но зовет напрасно. «Все миновалось», остается только убрать со стола заветный портрет» (Н.Русова).
У стихотворения разнообразная интонационная палитра. Печаль первых строф сменяется многоточиями, которые подчеркивают выстраданность чувств. Единственное восклицание прозвучит в последней строфе как сдержанное рыдание, которое поэту удается скрыть двумя последними строчками, прозвучавшими торжественно и горестно.
Н.Русова: «Большую роль в стихотворении играет особо любимый Блоком звук Л, который пропитывает все стихотворение. Повторяющееся Р сопутствует изображению страданий героя».
Следующие два слайда статьи содержат фотографии из дома-музея А.Блока, непосредственно связанные со стихотворением, в основу которого положены реальные события.
Они словно иллюстрации к стихотворению, поскольку драматическая история любви разворачивалась в стенах этой квартиры. И фотография на столе – та, о которой говорится в произведении.
Чтобы добиться более глубокого понимания стихотворения, нужно попробовать сопоставить его с пушкинским «Я помню чудное мгновенье» и другими. Их перекличка несомненна.
Сопоставим тексты стихотворений Блока и Пушкина.
«Передо мной явилась ты» - «Передо мной сияло на столе»;
«И я забыл твой голос нежный» - «И я забыл прекрасное лицо»;
«Шли годы. Бурь порыв мятежный…» - «Летели дни, крутясь проклятым роем…»;
«Душе настало пробужденье…» - «И вспомнил я тебя пред аналоем».
В стихотворении Пушкина для Блока была важна высокая одухотворенность любви, противопоставленная земной обыденности. Такая любовь несет пробуждение душе, открывает возможности для жизни, полной нравственного совершенства и желания творить.
Блок, как и Пушкин, воспевает земную и вместе с тем возвышенную любовь в дисгармоничном мире.
Но трагический финал стихотворения Блока говорит о невозможности любви и гармонии ни в мире, в котором живет поэт, ни в его душе. Поэтому в стихотворении звучат слова, полные ощущения вины. Финал стихотворения – главное отличие блоковского восприятия любви.
«Стихотворение Блока – одно из тех редких произведений, чья загадка никогда не будет разгадана до конца, - и в этом залог его вечного обаяния» (Н.Русова).
На железной дороге
Стихотворение написано в 1910 году и включено поэтом в цикл «Родина». «На железной дороге» - грустная стихотворная новелла о трагической судьбе молодой красивой женщины, раздавленной безотрадной жизнью. В нем раскрывается и душевная драма героини, и горькая судьба русских женщин, и безотрадная картина жизни в России. Происшествие газетной хроники, положенное в основу лирического сюжета, становится страшным символом государства, в котором человеческая жизнь изнемогает в бесцельном мелькании.
Несчастный случай произошел на глухом безымянном полустанке. Так читатель еще глубже чувствует безнадежное одиночество женщины.
Зелень некошеных трав из 1 строфы воспринимается как олицетворение вечной жизни. Молодость, красота, праздничность одежды контрастируют со смертью, выявляя этот страшный парадокс жизни.
Вторая и третья строфы рассказывают о сокровенной жизни героини, в которой встреча поездов была самым радостным событием в жизни. Нескольким штрихами («походка чинная», «нежней румянец», «круче локон») передается волнующий для нее миг. В душе – надежда на встречу с необыкновенным. И так было уже не раз.
Но в вагонах и купе поездов люди живут скучной и унылой жизнью. В железнодорожном составе, как и в жизни, все четко разграничено. В синих и желтых – богатство, самодовольство и беспечность. В зеленых – горе и малые радости. Эпитет «пустынные глаза вагонов» ключевой в этой строфе. От встреч с поездом – только неутоленная боль!
Пустыми мечтами, несбывшимися надеждами, людским равнодушием «давно уж сердце вынуто». Емкая метафора позволяет понять весь драматизм судьбы героини. Обратите внимание на глагол в этой строчке: «Так мчалась юность бесполезная». В сочетании с «бесполезной юностью» он звучит особенно емко. А эпитет «тоска железная» подчеркивает беспочвенность мечты героини.
В одном и другом случае действие происходит на маленькой станции, за лесом. Девушка видит в окне вагона беззаботного офицера в бархатном кресле. Не сбылись мечты о счастливой встрече. Пораженная равнодушием, бесчеловечностью, она думает о самоубийстве.
В чем несхожесть в судьбе героинь? Катюша Маслова прибежала на станцию один раз, чтобы увидеться с любимым человеком. Героиня же Блока много раз выходила на платформу, мечтая о какой-то непредвиденной, случайной встрече. Но надежды оказались напрасными. Проезжающий мимо поезд становится символом несбывшихся надежд.
За драмой своей героини Блок видел сотни реальных растоптанных человеческих судеб. Его стихотворение – всего лишь страница из жизни России, страшная и впечатляющая.
Продолжение следует
Стихотворения Блока о Родине из третьей книги стихотворений мы выделили в отдельную статью, которую планируем опубликовать позже.
Центр развития «Бемби»