- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
М.Ю.Лермонтов. «Тучи»
Опыт анализа лирического произведения в 6 классе
Дополнительные занятия по литературе для школьников позволяют сформировать основные навыки анализа лирических произведений. Наш центр развития обладает для этого богатой ресурсной базой, а педагоги – большим опытом работы. Многие школьники обучаются в онлайн-школах по российской программе, где изучению литературы уделяется пристальное внимание. На дополнительные консультации они приходят в наш центр развития. В ноябре у нас проходит цикл занятий по творчеству М.Ю.Лермонтова.
Небольшой биографический экскурс на вступительном занятии создаст необходимое настроение перед чтением и анализом пейзажно-метафорических произведений поэта, к которым относятся «Тучи».
В мемуарных свидетельствах современников поэта сохранились воспоминания о том, как создавалось это стихотворение, написанное в апреле 1840 года, перед отъездом на Кавказ. Поэту предстояла вторая ссылка.
В этот раз ее причиной ссылки стала дуэль с сыном французского посланника. Э. Барант стрелял первым и промахнулся. Лермонтов выстрелил в сторону. Хотя поединок обошёлся без кровопролития, участники понесли наказание, поскольку дуэли в России были запрещены. Впереди у Лермонтова – служба в действующей армии, ведущей боевые действия на Кавказе.
Тяжелые предчувствия, как тучи, омрачали настроение молодого человека. И они его не обманули: в Петербург поэт уже не вернется. Дуэль с Мартыновым станет роковой. Соперник будет стрелять на поражение.
На акварельной иллюстрации Л.Непомнящего мы видим поэта, покидающего столицу. На заднем плане Исаакиевский собор, символ города, здания на берегу Невы. На переднем - свернутые паруса кораблей. Что-то щемящее и безнадежное есть в этом образе, так ярко и мятежно когда-то прозвучавшем в юношеском стихотворении поэта. Величественный сфинкс словно знает, что у путника нет будущего, но предпочитает молчаливо сопроводить его в дорогу.
Лирический герой стихотворения – изгнанник. А «тучки небесные» - странники. Есть ли разница в этих понятиях? Какая?
Тучки мчатся красивой «цепью жемчужною» по лазурному пространству неба. И кажется, что лирический герой, с нежностью описывающий их стремительный бег, ощущает близость с тучками-облачками во всем. Но внимательного читателя должно насторожить включение в строку слов «будто, как я же, изгнанники». Не просто, «как я». Взаимопонимание оказывается мнимым. Почему?
Сопоставляя себя с тучками, уплывающими «с милого севера в сторону южную», он поначалу наделяет их теплым чувством прощания с родиной, которое будет их сопровождать и согревать. Но во второй строфе мы видим, что герой пытается понять, за что изгнаны тучи. Чередой идут пять вопросительных предложений. Сравнивая себя с небесными странниками, он хочет сравнить и причины гонения. В реальной природе тучи гонит ветер. Но, используя прием олицетворения, поэт превращает их в живые существа, способные мыслить и чувствовать, как и он. Значит, и причины изгнания должны быть другими. Неотвратимый рок судьбы, зависть и злоба врагов, ядовитая клевета друзей – это всё, что успел пережить лирический герой. А тучки? Оказывается, «им наскучили нивы бесплодные». Чуждые страстям, страданиям, «вечно холодные», они гордятся своей свободой, возможностью вечно странствовать, не привязываясь ни к кому и ни к чему, добровольно и безжалостно покидая «нивы бесплодные». И в этой гордости поэт чувствует серьезный изъян: нельзя быть вечно свободным от любви, дружбы, родины. Равнодушие тучек становится непреодолимой преградой, которая разрушает иллюзию душевного родства. Лирический герой-изгнанник с болью прощается с «милым севером», который так не хочется покидать. К концу повествования он отделяет себя от тучек, превращая их в тучи – образ, который обычно используют для обозначения беды, нависшей над человеком. И выносит этот образ в название стихотворения. «Сравнивая себя, изгнанника, с вечными странниками, лирический герой осознает, что его боль и мука проистекают не от нехватки чего-то, а от полноты: у него есть родина, которую он любим, а значит, ему есть что терять и чем дорожить» (Граник Г.Г.)