- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Как приучить ребенка к чтению
В нашем центре развития мы постоянно работаем над тем, чтобы общение ребенка с книгой стало для него нормой, начиная с дошкольного возраста. Мы понимаем, что обучение чтению и письму, которым мы с удовольствием занимаемся, начиная с групп школы раннего развития и заканчивая нулевым классом, – только первый шаг на пути к книге. Поэтому в программе нулевого класса предусмотрены уроки развития речи, когда происходит первое серьезное погружение в книгу под руководством учителя. Они не только учатся запоминать прочитанный им учителем текст, но и пробуют рассуждать о героях, их поступках. Следующие шаги ребенок должен делать сам. И тут возникают первые трудности. Вдруг оказывается, что ребенок не хочет читать самостоятельно, не любит чтение вслух вместе с мамой или папой и т.д. Что делать?
Начало всех начал …
Почему сегодняшние дети не любят читать, а научившись складывать буквы в слова, не умеют вступать в диалог с автором, книгой? Не торопитесь ответить… Дело не только в современных газетах, привязанности к телевизору, компьютеру, телефону! Дело в нас – взрослых!
Чтение – это работа, уяснение чужого опыта и формирование своего, это «поступок». Привить аппетит ко всякому труду, в том числе и интеллектуальному, непросто.
С чего начать? С любви к отдельно взятому звуку, слову. Дети рождаются с этой любовью и обнаруживают ее то в употреблении не совсем им понятного, но «звучного» слова, то в непроизвольном запоминании шуточных стихов на ночь, то в словотворчестве, всегда – в просьбах что-нибудь рассказать или что-нибудь прочитать.
Такие попытки общения с языком нужно всячески поощрять, поддерживать. Сегодня ребенок почувствовал настроение раскатистого, боевого «р», мягкость, сентиментальность других сонорных, подозрительность и тайну свистящих и шипящих, а завтра он в стихах великих поэтов с легкостью распознает звукообразы: скрежет клинков, звуки волны, лижущий песчаный берег, тихий разговор листвы и ветра. Сегодня он позабавил всех вновь изобретенным словом, когда сказал «мучай» (вместо «чай с молоком»), «правдун» (вместо «любящий правду»), «распугни» (вместо «расстегни пуговицы»), «вытухают» (вместо «выключают»), а завтра почувствовал не только необычность, но и значимость авторских окказионализмов неологизмов:
От пугливой ШУМОТЫ,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
Любовь к слову не возникает «ниоткуда». Умелое использование слова возможно тогда, когда ты знаешь не только значение слова, но только и его анатомию, этимологию, когда ты отличаешь его от созвучных, но далеко не родственных слов. Взрослые должны помочь ребенку ответить на все его языковые вопросы. Обращение к словарям при этом не только возможно, но и обязательно. В слово нужно постоянно играть, в него нужно вслушиваться, о нем нужно сочинять «истории». Дайте своему ребенку поиграть со словом «Жаваруга» или «Милюська» - и вы увидите, сколько творчества он при этом проявит.
Над словом, фразой можно смеяться! Например, над оценочной лексикой молодежи: «Клёво!», «Я в шоке!», «Облом!» Предметом смеха может стать и стилистическое хулиганство газет, журналов, современных песен: «Если хочешь сдохнуть красиво..!», «Не люби мне мозги…», «Почему я на ней сдвинут?», «Не ковыряй в носу – гаишник!» Неоднозначно воспринимается и излишняя метафоричность… Например, у Зверева: «Её ноги никогда не кончались, её зубы в луне отражались…»
Чтобы ребенок не заболел «языковым беспределом», можно коллекционировать ошибки, внимательно наблюдая за людьми, рекламой на улицах города, смотря телепередачи… это увлекательное занятие помогает ему ощутить красоту «великого и могучего», когда он начнет жизнь активного читателя.
Особенности языкового развития ребенка необходимо записывать, как это делал
Г. Успенский. Потом читать «лучшее», чтобы поддерживать интерес к творчеству, к неожиданным сцеплениям.
Совместное чтение вслух
Хотелось бы сказать о пользе совместного чтения вслух с последующим анализом-оценкой. Именно совместное чтение (при любом возрасте ребенка) воспитывает любовь к опредёленному автору, стилю. Выбирая книгу для чтения, не пренебрегайте интересами детей, не отказывайтесь от (как вам кажется) пустой «подростковой» литературы. Умейте найти в ней не только «минусы», но и «плюсы», и тогда ребёнок, уважая ваши предпочтения, согласится следовать читательским рекомендациям взрослых.
Чтение вслух останавливайте на самом интересном месте. Поощряйте оценку прочитанного, прогнозирование ситуации, событий. Прогнозирование особенно полезно детям « с ленивым воображением». Запрещайте читать после определенного часа, а потом не замечайте нарушения этого запрета. Добавляйте к чтению элементы игры: читатйте «под одеялом», в построенном из стульев «домике» и т.д.
Постоянно пополняйте свою библиотеку, радуясь каждому приобретению. Сделайте Книгу культом в вашей семье. Пусть именно она станет самым приятным подарком к любому празднику… и не только ребенку!!!
Татьяна Борисовна Васильева, учитель высшей категории школы-гимназии №6, отличник образования РК