- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Почему ребёнок не хочет учиться
В нашем центре педагоги внимательно отслеживают и регулируют процесс формирования положительной мотивации к обучению. Особенно актуальной эта проблема становится, когда дети переходят в группу по подготовке к школе по программе нулевого класса. Наблюдения педагога группы по подготовке к школе сопровождаются диагностированием уровня мотивации. Результаты обсуждаются с родителями, после чего вносится необходимые изменения во взаимоотношения с ребенком, чтобы улучшить результат. Предлагаем продолжение статьи С.Н.Кузнецовой, педагога-психолога, учителя начальной школы. В развивающем центре «Бемби» Светлана Николаевна работает со дня основания.
Часть вторая. Почему ребёнок не хочет учиться.
Часто дети идут в школу с желанием. Но через некоторое время родители начинают замечать, что школьник капризничает, не хочет идти в класс. Можно, конечно, заставлять, но результат будет удручающим.
Почему так происходит? В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность. Поэтому нежелание учиться – это индивидуальная особенность, возникающая по ряду причин.
1 причина. Ребёнку сложно усваивать материал. Возможно, ребёнок не понимает объяснений учителя. Или ребёнок спешит, не закрепляет полученные знания.
2 причина. В последнее время, увы, становится всё более распространённой. Когда родители дома говорят: «Я был(а) отличником(-цей), и ты должен быть не хуже!» В итоге ребёнок боится потерпеть неудачу и предпочитает не отвечать вообще. Или когда за каждую плохую оценку наказывают. Результат тот же. Возможно, как-то одноклассники посмеялись над его ошибками – и теперь он предпочитает молчать.
3 причина. Ребёнок не приучен к труду. Школа – это ежедневная работа. И если будущий школьник вырос в тепличных условиях, когда бабушки обувают, завязывают ботиночки, дома он играет, отдыхает, то объём школьных заданий для него пугающе огромный. Ребёнок постоянно отвлекается, выполняя домашние задания. А если при этом слышит причитания по поводу «неудачной учительницы» или «бедные дети, сколько им задают», то понимает, что невыполнение им домашнего задания уже оправдали – незачем стараться.
Бывает, что родители слишком строгие. И ребёнок назло им перестаёт работать. Неблагоприятная атмосфера в доме также способствует подавленному эмоциональному состоянию школьника и мешает работе.
4 причина. Нет рычагов мотивации. Родители и учителя замечают только промахи и недостатки ребёнка. Хорошие оценки считаются само собой разумеющимися и их не замечают. Зачем тогда стараться?
Что же делать? Для начала нужно понять, какая из причин – ваш случай.
- Хорошо проанализируйте: жаловался ли ребёнок на то, что не понимает объяснений учителя? Или, возможно, говорил, что «ненавидит математику»? Тогда это первая причина нежелания посещать школу. Нужно либо поговорить с учителем, попросить более подробно объяснять материал. Или нанимать репетитора. Возможно, менять класс (но это крайняя мера). Если школьник не любит конкретный предмет, постарайтесь именно ему уделять больше внимания при выполнении домашнего задания, начинайте с него, пока у ребёнка есть силы.
- Вспомните: часто ли Вы говорите своему ребёнку о своих прошлых успехах? Или, возможно, кричите, наказываете во время выполнения домашних заданий? Ругаете за оценки? Если хотите исправить ситуацию, то следите за своими высказываниями. Хорошо, если для себя Вы НАПИШЕТЕ алгоритм действий: «Ребёнок получил плохую оценку. Я говорю…». Письменная речь запоминается лучше. Но самое сложное – начать следовать написанному. Если Вы узнали от ребёнка, что на уроке одноклассники посмеялись над его ошибкой и он теперь боится отвечать, расскажите, что и у Вас в школе были ошибки, и все смеялись. Объясните, что в жизни каждый человек может оказаться как в ситуации успеха, так и в ситуации неудачи. И это нормально. Нужно научиться правильно на это реагировать, делать выводы. Также можно поговорить и с классным руководителем, попросить поговорить со всем классом, что все могут ошибаться, все оказываются рано или поздно в такой ситуации. Приятно ли, если над тобой смеются?
- Нужно понимать, что труд – это определённая задача, которая требует решения, определённого результата. И родителям необходимо позволять ребёнку самому достигать этого результата. Для этого, конечно, нужно терпение. Потому что быстрее самому завязать ему ботинки, чем ждать, пока он это сделает неловкими пальцами. Но думайте, что это умение очень поможет ребёнку в будущем. Формируйте самостоятельность. Пусть сам решает, что необходимо взять, сам собирает портфель, планирует какую-то деятельность. Не бегите помогать по первому зову. Никогда не обсуждайте учителей и школьную жизнь в присутствии ребёнка.
Если Вы чувствуете, что ребёнок не выполняет задания назло Вам, попробуйте с ним поговорить. Спокойно (и это важно) скажите, что Вам кажется, что происходит следующее… Приведите примеры ситуаций, из которых вы сделали выводы. Обязательно скажите, что чувствуете дискомфорт от сложившейся картины. После дайте слово ребёнку. Пусть он обрисует своё видение. Возможно, вы просто недопоняли друг друга. Вместе найдите пути выхода из данной ситуации. Обязательно упомяните, что взрослые, несмотря на конфликты, работают, готовят еду. И если они это будут делать плохо назло кому-то, то последует увольнение, или продукты будут испорчены.
- Проанализируйте: замечаете ли Вы успехи ребёнка? Хвалите ли его? Важно понимать: нужно хвалить или ругать не за оценки, а за достигнутые результаты. Если ребёнок научился чему-то, но не смог получить хорошую отметку, похвалите за то, что он приобрёл опыт, вместе подумайте, почему не получилось получить отметку выше. Проанализируйте задания, где он допустил ошибки, почему. Когда ребёнок поймёт, что важен результат, процесс и достижение цели, то у него появится мотивация.
Чтобы понять уровень школьной мотивации ребёнка, можно использовать сказку из первой части статьи. Или задайте следующие вопросы:
- Нравится ли тебе в школе?
- Хотел(а) ли ты учиться у другого учителя?
- Хотел(а) ли ты учиться в другом классе?
- Когда ты просыпаешься, хочется ли тебе в школу, или ты лучше бы остался дома?
- Много ли у тебя друзей в школе?
- Хотел(а) ли ты, чтобы у тебя вообще не было домашних заданий?
- Нравится ли тебе, когда некоторые уроки отменяются?
Когда ребёнок правильно мотивирован на учебный процесс, начинайте воспитывать в нём ответственность и самостоятельность. Об этом – в следующей части.
(продолжение следует)