- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Как воспитать настоящего читателя
Заключительная статья Т.Б. Васильевой посвящена тому, как научить ребенка быть настоящим читателем. Становление такого читателя – это настоящий труд, в который вовлечены и дети, и их родители. В нашем центре развития для детей в Астане проводится цикл занятий, посвященный искусству «медленного чтения». На такие занятия некоторые родители приходят вместе с ребенком. И неважно, когда начнутся такие занятия – в среднем звене или уже в выпускных классах. Потрясающее погружение в мир художественной литературы никого не оставляет равнодушным.
Как научить вчитываться?
Учите ребенка задумываться над названием произведения, его эпиграфом. Название произведения будоражит вес «личный багаж» человека, рождая догадку о круге выдвигаемых автором проблем, вызывает вопросы, дает установку на определенное ожидание.
Эпиграф в произведении является «полномочным представителем» главной мысли произведения, поэтому им тое не стоит пренебрегать.
Особыми авторскими «вехами» являются ключевые слова, детали предметного и отвлеченного характера, лирические отступления, числовая и цветовая символика. В них бьется авторская мысль, в них намёк на характер, оценка событий. Разве неинтересно будет нашим детям перед заучиванием наизусть стихотворение Пушкина «Зимнее утро» или изучением романа Тургенева «Отцы и дети» поработать над информацией по цветовой символике? Конечно! К тому же это облегчит понимание вышеназванных произведений.
А какой простор для размышлений дают лирические отступления Гоголя, глаза и улыбки Толстого, числа в поэзии Блока, Достоевского, детали чеховских рассказов!
Перерабатывать материал восприятий и представлений, полученных в результате чтения, помогает также развертывание информации по заданной фразе или предложению. Дети очень любят это задание, оно помогает им стать «частными детективами», а потом заставляет обратиться к книге за подтверждением своих догадок. Причём, без всякого насилия со стороны взрослых сворачивать информацию тоже очень интересно и полезно! Прием «шпаргалки» учит вычленять важное, значительное.
Нельзя при чтении проходить и мимо «многомысленных» имен, фамилий, авторских оценок.
Обратить ребенка к книге можно и через противоречивые, взаимоисключающие оценки произведения. Противоречивые мнения о книге предлагает, естественно, взрослый. Ребенок же, сравнивая различные точки зрения, учится вырабатывать собственную позицию.
Читая вместе с ребенком книгу, пользуйтесь приемом «опровержения». Сначала попытайтесь вместе с ним поставить героя «на пьедестал», потом займитесь его «разоблачением».
Стимулом для активной мыследеятельности школьника могут стать экскурсии, путешествия по произведению за знаниями о чем-либо или о ком-либо.
Не прекращайте «играть» с детьми на протяжении всего литературного образования. Сначала – в героев произведения, потом – в критиков, психологов, литературных аналитиков, в прокуроров, адвокатов, врачей, ставящих диагноз литературным героям. Обучение в деятельности позволяет рассмотреть явление с различных позиций, учат объективности.
Увлечет детей и интерпретация художественного текста, стиля, жанра. Очень интересным получается распознавание авторства. Ребёнку предлагается несколько текстов, среди которых он находит искомый.
«Что такое ум сам по себе? Способность подмечать сходства и различия, соответствия и несоответствия», - говорил Гельвеций. Не уставайте сравнивать героев, сюжеты, произведения… Прием сравнения и обобщения учит пониманию главного, нахождению сходства между самыми отдаленными, на первый взгляд, объектами.
С «ленивым воображением» учащихся, не умеющих обобщать, создавать «зрительный» ряд, следует бороться с помощью абстрагирования. Просите иногда своих детей изобразить героя, литературное явление в виде отвлеченных знаков, схем, рисунков, советуйте подобрать к произведению, эпизоду соответствующую музыку. Берите в свои союзники литературные и музыкальные постановки театров нашего города.
Последнее напутствие! Каждый член семьи должен вести свой читательский дневник с кратким изложением прочитанных произведений. Поощряйте желание ребенка додумать, домыслить ситуацию, поведение героев…
Т.Б. Васильева, учитель высшей категории школы-гимназии №6, отличник просвещения РК