- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Подготовка к суммативному оцениванию. Анализ стихотворения О.Сулейменова «Волчата»
Начинаем публикацию материалов, посвящённых анализу лирического произведения, которые могут быть полезны семиклассникам на этапе подготовки к суммативному оцениванию раздела «Человек и природа».
Автор статьи – учитель-методист НП СОШ «Лицей «Столичный» А.Л.Мурзина, заслуженный учитель Каз. ССР
Размышляя над поэтической строкой
В лирическом произведении обычно нет сюжета. В стихотворении «Волчата» сюжет есть. Если перевести текст с образного на логический, прозаический, то он будет выглядеть так:
- Какой-то человек долго-долго идет по степи (неизвестно зачем).
- Он приближается к волчьему логову.
- Ему открывается страшная картина.
- Описание убитой волчицы и ее детенышей-сирот.
- Человек, свидетель трагедии, оказывается волчатником, но несчастных сирот не убивает.
- Волчатник уходит своей дорогой (неизвестно куда и неизвестно зачем)
Но в сюжете вся эмоциональная мощь поэта сосредоточилась только на описании мертвой волчицы и волчат.
Поэт Луи Арагон подчеркнул силу образа в поэзии: «Каждый образ одним ударом заставляет пересмотреть целую Вселенную».
Крик души автора «Волчат» невозможно не услышать.
Направления для интерпретации поэтического текста:
Чувство
Переживание
Настроение
Лирический герой
Интонация стихотворения:
Это сильное по накалу стихотворение. Трогает до глубины души читателя любого возраста. Ощущаешь мощь поэтического слова, способного описать событие так, что даже самый черствый читатель проникнется состраданием.
Об образах
1. Образ человека Шел человек,
Шел степью, долго, долго
Куда? Зачем?
Обрамление стихотворения (кольцо) с риторическими вопросами. Кто убил волчицу – неважно, несущественно…
Он волчатник.
Лексическая переменка
Он не тронул волчат – ведь «их не защищала мать». Волчатник – наблюдатель свершившегося ужаса. Но он не пролил кровь волчат, поскольку охотится на волка, а не добивает его детенышей.
- Человек – свидетель страшной трагедии
В густой лощине он увидел волка,
Верней, волчицу,
А точнее, мать…
Поэт намеренно не называет убийц, обрывает повествование. Здесь огромную роль играет многоточие. Это фигура умолчания Каков ее смысл?
Литературоведческая переменка
Момент убийства не показан (это первая роль многоточия). Кроме того, умолчание говорит о страшном эмоциональном потрясении открывшейся картиной. Для автора не важно, кто убил – волк в схватке за добычу или охотничьи псы. Важно, произошла чудовищная трагедия. На ней он концентрирует всю изобразительную силу слова.
- Волчица
Поэт рисует страшный образ убитой волчицы-матери (душераздирающие детали, обращаем внимание на эпитеты и сравнения: «откинутые лапы», «оскаленная пасть», «из горла перехваченного плыла толчками кровь густая, словно грязь»)
- Волчата
Особый драматизм заключен в описании слепых, беспомощных, голодных осиротевших волчат-сосунков, которые вместо молока «жадно пили кровь», «толкаясь и ворча», вместе с этой кровью в них входила «жажда мести».
Кому?
Любому.
Лишь бы не простить
Даже «друг другу будут мстить»
Что же, в дикой природе агрессия и жестокость не новость. Это способ выжить.
Лирический герой
Условный образ человека в лирике. Обыкновенно близок самому автору (но не тождественен ему)
Лирический герой выражает не только личные переживания поэта, но, как всякий образ, содержит в себе обобщение (см. в приложении примеры из стихотворений других поэтов).
В стихотворении О.Сулейменова «Волчата» лирический герой и поэт абсолютно совпадают. Это гуманный, чувствующий чужую боль как свою человек. У него тонкое понимание единства мира природы и человека как части мира, «мыслящей» сущности.
Авторское отношение
Поэтому на человеке лежит большая ответственность за «поруганную» атмосферу любви, добра, чуткости, заботы в мире – и за разгул жестокости, мести, агрессии.
Вообще стихотворение – о природе и человеке. Однако в нем решаются философские вопросы – о смысле жизни и смысле смерти
Почему стихотворение названо «Волчата»
Над волчатами нависла угроза. Они приговорены: нет кормилицы и защитницы – матери. О будущем этих несмышленышей, не сделавших пока еще никакого зла, задумывается читатель. О будущем, которого у них может и не быть.
Это вызывает сочувствие и сострадание к пока невинным малышам.
Почему автор для центрального образа стихотворения выбирает из всего мира природы волчицу и ее детенышей?
Волк – в тюркских верованиях - священное (сакральное) животное, тотем
Сакральный – относящийся к вере, религиозному культу, священный; ритуальный.
Тотем – магический символ (животное, растение, реже явление природы, неодушевленный предмет), которому поклонялся род первобытного общества.
Пейзаж
Литературоведческая переменка
Функции пейзажа
В стихотворении предстает образ бесконечной, безбрежной степи с акцентом на лощину, густо заросшую травой
Лексическая переменка
Здесь волчье логово. Рядом убитая волчица и ее несчастные волчата – на пороге своего «дома».
Через пейзаж мы слышим голос автора, чувствуем его отношение к изображенному, улавливаем его настроение.
Это первый смысловой слой
Второй смысловой слой в стихотворении появляется в результате трансформации. Незаметно слово «волчица» заменяется словом «мать» и даже «к маме». А слово «волчата» - словом «ребята». А это уже указание на далекие от совершенства отношения людей между собой.
Казалось бы, Сулейменов нарисовал беспросветную, безвыходную ситуацию. Запечатлел гибель «братьев наших меньших».
Возникает мучительный вопрос:
-Чем можно разорвать круг зла (жестокости)?
Агрессия, ответная жестокость разрушает человеческую душу. Поэтому только любовью и прощением.
О.Сулейменов берет в качестве главного образа хищников (волков) и своим описанием трагедии выращивает в нас чувство сострадания, боли к случившемуся, взывает к нашему чувству милосердия. Сострадания, любви, заботы много не бывает. Только добро и любовь могут разорвать цепь зла.
И не пессимизм движет им. Он, автор, хочет, достучаться до сердца, души, совести современного человека: «Не убий», «Не губи…»
Что роднит изображенных людей и волков (животных)?
- Трагедия утраты родителей (в данном случае матери)
- Трагедия сиротского детства
Человек и зверь одинаково реагируют на нежность, заботу и ласку – и на боль, утраты и жестокость.
Приращение смысла
Роль одной художественной детали
«Прежде всего нужно изменить отношение каждого человека к окружающему миру. С этого начинается экологическая грамотность. С того, что появляется простое желание проследить за полетом бабочки, наклониться к полевому цветку, послушать свои шаги по траве, - а не поймать, не сорвать, не растоптать ». Академик В.Соколов
И не убить…
Человеку надо помнить закон природы: зло порождает зло (месть). А мы дети природы. Итог: так пусть в человеке побеждает человеческое.
Человек и все живое в природе – в одной оболочке планеты Земля.
Живые связи человека и животных:
- И людям, и животным угрожают болезни.
- Экологические бедствия: землетрясения, сели, наводнения.
- Пожары
И люди, и животные беззащитны перед жестокостью вооруженного человека.
В романе Ч.Айтматова «Плаха» в эпизоде «бешеной облавы» бежали не только сайгаки, но и волки, их неразлучные спутники и вечные враги; «волки спасались вместе со своими жертвами, уходили от общей опасности».
… «… добро и зло передаются из поколения в поколения, в нескончаемости памяти, в нескончаемости времени и пространства человеческого мира…
И потому было сказано: вчерашние не могут знать, что происходит сегодня, но сегодняшние знают, что происходило вчера, а завтра сегодняшние станут вчерашними…»
«… жестокая волчья сущность, … жестокое волчье предназначение – убить, чтобы жить».
Информация для размышления
Вчитайтесь в заключительные строки стихотворения А. Ковалева «Цветы»
…
И есть, я верю матери-природе,
Душа в них – с нею мы свою родним.
И чтобы жить - ведь чувствуют в народе, -
Поверить надо, обратиться к ним.
Они, нам кажется, молчат, как рыбы,
Которых заковал метровый лед…
Они все тайны нам открыть могли бы…
Но к ним у нас любви недостает.
Из статьи Яблокова А.В., доктора биологических наук, профессора, чл-корр. АПН
Слово «экология, придумал давно немецкий ученый Эрнст Геккель.
Размышляя о структуре биологической науки, он сказал, что должна быть наука о доме. «Эко» - дом, наша среда обитания. То, что связано с человеком напрямую».
Есть 4 закона, которые сформулировал несколько десятков лет назад американский ученый Барри Коммодер.
1. Все взаимосвязано.
2. Все должно куда-нибудь деваться.
3. Все что-нибудь да стоит.
4. Природа знает лучше нас.
Подводим итоги
Как можно обозначить тему стихотворения?
Тема. Единство между человеком и животным
Идея. Человек должен быть разумным в своих отношениях с природой
Или
Тема. Взаимоотношения природы и человека.
Идея. Гуманное отношение человека к природе