- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Зачем проверяют мотивацию при поступлении в школу
В беседах с родителями в нашем центре развития часто звучит слово «мотивация», сложное и очень важное понятие, без которого не обойтись. Наш развивающий центр для детей много работает над формированием у дошколёнка положительной мотивации к обучению. Но без помощи родителей в этом вопросе не обойтись. Мы начинаем печатать цикл статей, посвященный этой проблеме. Наш постоянный автор – Кузнецова С.Н., учитель высшей категории, педагог-психолог.
Часть первая. Что такое мотивация
Часто при поступлении в школу родители ребёнка слышат, что у него «низкая мотивация» или он «недостаточно мотивирован». Что же это такое?
Мотивация – это сила, способная «заставить» человека делать то, что ему, возможно, не очень хочется, но необходимо для его развития. Мотивировать человека – это побудить его к активным действиям.
Мотивация бывает внутренней (выучу язык – уеду в другую страну) и внешней (выучу язык – на работе мне будут доплачивать). Но как это «работает» у детей?
До 6 лет у детей самой главной является игровая деятельность. И, как правило, она им очень нравится. А это значит, что дети не нуждаются в дополнительной мотивации. А к 7 годам ведущей становится учебная деятельность. И тут уже мотивация необходима. Но ребёнок не может сам себя мотивировать. Ему нужно всё объяснять.
Но взрослые должны помнить, что фраза: «Сделаешь – пойдёшь гулять» мотивирует только к быстроте выполнения, но не к качеству. Так что формулировки очень важны! Кроме того, необходимо знать, что дети не могут работать на осуществление долгосрочного проекта. То есть за компьютер к концу учебного года на «отлично» он поработает около месяца в лучшем случае, а затем приз утратит свою привлекательность. Тем более быстро теряет ценность такая цель, как «будешь хорошо учиться – поступишь в университет». Гораздо эффективнее показывать результат на «живых» примерах: «Дядя Ерлан хорошо учился, потому так здорово разбирается в компьютерах». Абстрактное «быть отличником, как мама» тоже вряд ли сработает. Он не помнит маму отличницей – для него она просто близкий человек. И даже удивительно понимать, что она когда-то была школьницей.
Также взрослые должны знать, что мотивация бывает не только словом, но и действием. Если вы при малейшей трудности стремитесь все сделать за ребёнка, сразу бросаетесь на помощь, то он не будет способен к самостоятельным действиям, а вырастет нерешительным, не способным к разрешению проблем человеком. Но, понятно, не говорите ему об этом. Если ребёнок просит помочь решить задачу, объясните, что сейчас вы очень-очень заняты, пусть попробует сам. Добавьте ободряющие слова: «Я верю в тебя! Ты сможешь!»
Какие ещё ошибки при формировании мотивации могут совершить родители?
- Рано отдать ребёнка на подготовительные курсы или в школу. Понятно, что вам кажется, что он уже всё знает. Но если он пока не готов воспринимать необходимость получения знаний, то со временем возникнет ассоциативный ряд «учёба – тяжело – скучно». А если при этом кричать на него при выполнении заданий, то ряд продолжится словом «больно». Это всё никак не может привести к успеху в учёбе.
- Постоянное сравнение своего ребёнка с другими. Ребёнка как личность нельзя сравнивать ни с кем – он уникален! Можно сравнивать его успехи сегодняшние с его же вчерашними: «Вчера ты ещё не умел читать, а сегодня уже прочитал целое предложение!» Иначе он просто поймёт, что никогда не дотянет до идеала, и перестанет стремиться к чему-либо.
Попробуйте сами проверить, сформировалась ли у ребёнка внутренняя мотивация к обучению в школе. Можно рассказать сказку.
Встретились три друга: Заяц, Мишка и Лисёнок. «Завтра Первое сентября. Я так хочу в школу!» - сказал Мишка. «А почему?» - спросил Заяц. «Ты что?! – удивился Мишка, - там же интересные уроки и книги разные. Столько нового можно узнать!» «А я тоже хочу в школу! – сказал Лисёнок, - там есть перемены и буфет, и я сам буду покупать булочки и носить много разных ручек, и карандашей, и тетрадей» «А я бы ещё в садик ходил, если б разрешили. Не хочу уроки делать», - признался Заяц.
Спросите, позиция кого из героев ребёнку наиболее близка? Если Мишки – то будущий школьник готов к учёбе. Лисёнка – он уже готов к самостоятельности, но пока ему неясна цель учебной деятельности. Зайца – у ребёнка нет внутренней готовности к школьному обучению.
Хорошо, если ваш ребёнок выбрал Мишку. А если Зайца? Что делать? Об этом – в следующей главе.