- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Проект как форма познания нового
В современной школе родители первоклассников уже сталкиваются с тем, что педагог предлагает детям сделать проект. Что такое проект? Как выбрать тему? Как приступить к его выполнению? Какова роль родителя как научного руководителя этого увлекательного процесса? Мы попробуем ответить на эти вопросы, используя опыт работы в нашем детском развивающем центре в образовательной области «Познание мира с фиксиками» и предлагаем сделать это А.Ивановой, преподавателю школы раннего развития
Сегодня для получения новых знаний ребёнку доступно множество источников информации, при работе с которыми одним из важных навыков становится умение определять суть предмета познания и вычленять главное из общего. За этот процесс отвечает развитое критическое мышление, которое помогает школьнику усваивать насыщенную программу. Мы начинаем развивать эти способности в нашем детском развивающем центре уже с 4-х лет. Один из методов, который становится все популярней с каждым годом, - это проектный подход в познании мира, себя, окружающих. Он позволяет раскрыть способности мыслить самостоятельно, творчески и в то же время структурированно.
Суть метода в том, что при изучении какой-либо темы ребёнок погружается в интерактивный процесс, в котором принимают участие педагог и в идеальном случае родители. В данном случае знания передаются не из одного источника, скажем, книги или рассказа учителя, когда ребенок выступает в качестве пассивного слушателя, а с применением всего спектра современного обучающего материала. Задействуются различные методы подачи информации с целью получения качественной обратной связи, раскрытия индивидуальных способностей ребёнка анализировать, познавать новое с живым интересом и свободно выражать свои мысли. Это, так или иначе, способствует развитию и лидерских качеств.
К примеру, мы выбрали с дошкольниками четырёх лет тему «Моя семья» и за основу изучения взяли проектный метод. Для начала мы обсудили, что такое семья, для чего она создается, есть ли в семье главный, большая или маленькая семья – что лучше? Затем берем фотографии из семейного альбома и рассказываем о каждом члене семьи: его профессии, увлечениях, что ребенок любит делать вместе с мамой, папой или бабушкой и дедушкой. Далее следует небольшой рассказ о себе, который может включать нарисованный автопортрет в окружении семьи, коллаж из вырезанных картинок о своих увлечениях, домашних любимцах, игрушках, друзьях. Оформив рассказ в альбом, дополним свое выступление творческими паузами о своём хобби - стихотворением, танцем. В завершении своего маленького проекта будет уместным угощение группы любимым семейным лакомством. Конечно, такие яркие проекты невозможны без активного участия в подготовке родителей, и вместе с тем сколько удовлетворения они приносят детям, и, самое главное, вызывают живой интерес к познанию.
Подводя итог, еще раз отметим, что проектное мышление формирует такие важные на сегодняшний день навыки, как умение
- определять и осознавать тему изучения;
- следовать определенному плану;
- ставить задачи при поиске источников информации;
- размышлять и формулировать мысли;
- находить творческие пути решения;
- открыто выражать через рисунки, коллажи, аппликации свои эмоции, развивать воображение;
- умение доносить свои мысли на публике и отвечать на вопросы других детей.
Этот метод мы с успехом реализовываем в нашем детском центре, так как, помимо эффективности в обучении, он ценен тем, что помогает родителям лучше понять своих детей через их проявление эмоций в среде творчества и импровизации, увидеть со стороны их таланты и ресурсные для развития стороны. Совместная деятельность родителей и детей делает их ближе и позволяет испытать радость творчества и обучения.
(продолжение следует)