- +7 (7172) 32-01-37
- +7 (701) 609-25-52
Психологическая готовность ребенка к школе
В нашем центре в течение всего учебного года дети приходят на занятия в группы по подготовке к школе. Ежедневные занятия приводят к хорошим результатам. Формируются общеучебные навыки, приобретаются необходимые умения. Но готов ли ребенок психологически? Как это могут понять родители группы по подготовке к школе? Им предстоит решить очень важный вопрос: отдавать ли малыша в школу в 6 лет или нет. Нужен ли ему нулевой класс или можно пойти сразу в первый класс. Мы начинаем публикацию цикла статей, посвященных этой проблеме. Поделиться своими размышлениями на эту тему мы предложили Анне Григорьевне Юраш, психологу, к.пс.н., члену ОПЛПЛ. Мы уверены, что её наблюдения как действующего психолога школы «Престиж» будут полезны всем родителям.
Первыми, кто испытывает стресс в связи с предстоящим поступлением ребёнка в школу, являются родители. Поток информации, который на них обрушивается из интернет-источников, связанных с педагогикой, психологией дошкольников, не всегда совпадает с мнением друзей и родственников, уже прошедших этот путь и являющихся родителями школьников. Страхи, комплексы, связанные с собственными школьными воспоминаниями, обсуждения в родительских чатах, новости из министерства образования приводят к тревоге и пугают родителей неопределённостью. Поэтому первый совет родителям, готовящим ребёнка к школе, - успокоиться и своим спокойствием заряжать ребёнка, который живёт родительскими эмоциями, способными создать первичный уровень тревожности и породить страх перед школой, одноклассниками, учителем и самой учебной деятельностью. Все мы, будучи родителями дошкольников, в разной степени трудности переживали вместе с каждым нашим ребёнком «кризис окончания детства».
В семь лет детство для ребёнка заканчивается. Заканчивается возраст ведущей игровой деятельности, спонтанности желаний, эмоций и поступков. Школа потребует от детей другого уровня знаний, умений и навыков, другой мотивации деятельности, произвольности, саморегуляции и ответственности. Совет второй, - подготовьте ребёнка к переходу в мир отрочества, проведите «праздник прощания с детством»: с подарками младшим членам семьи, соседским ребятишкам из запаса игрушек своего будущего первоклассника. Предложите отобрать для этого те игрушки, которыми «играют только малыши». Вместе с ребёнком подготовьте рабочее место первоклассника: совместно выберите письменный стол, настольную лампу, тетради, альбомы, письменные принадлежности, пенал. Доверьте своему дошкольнику самому разложить всё это в удобном порядке. Проверьте, умеет ли ваш ребёнок завязывать шнурки, самостоятельно одеваться и обуваться, собирать по списку ранец или портфель. И, кстати, обратите внимание на то, какие обязанности выполняет ребёнок дома? Исследования психологов показали, что с шести лет любой дошкольник, развивающийся в норме психофизиологического возраста, способен ухаживать за домашним питомцем, мыть посуду после ужина (по крайней мере, умеющий это делать даже при наличии посудомоечной машины) или разместить в ней посуду для помывки, убирать свою комнату или общую детскую поочерёдно с другими детьми в семье, ходить за покупками в ближайший магазин, приготовить бутерброды, сварить яйца и сосиски на завтрак для всей семьи в выходные, позаботиться о младших детях.
К сожалению, на практике проблемы с адаптацией в школе начинаются именно из-за недостатков организованности, отсутствия навыков самообслуживания. И требования родителей к учителю: «Проследите, сходил ли он в туалет. Застегните брюки, завяжите шнурки» - оказываются неуместными. Дороги родители, хочется напомнить вам, что в обязанности учителя всё это не входит, научить этому - обязанность родителей. Так же, как и вежливости и уважению ко взрослым людям, с которыми первоклассник столкнётся в школе. Потому что у него с первого класса появится несколько учителей. И принять каждого как своего учителя - необходимая реальность. Школьная адаптация начинается с принятия новых правил социального поведения, и гораздо легче это происходит при наличии в жизни малыша правил поведения в семье, на улице, в гостях, в транспорте, магазине, кафе и т.д.
Иногда переживания родителей так высоки, что заставляют выставлять защитные заслоны в виде готовой критики действий учителя, психолога, директора, «защиты» своего ребёнка и оправдания его действий, поведения и развития его знаний и умений. Это заставляет родителей, особенно мам, жить по принципу «яжемать» и воспринимать рекомендации и советы педагогов как оценивание их уровня материнства, страдать «комплексом хронических отличников», отказываться от сотрудничества. А ведь единство требований (не давления) учителей и родителей приводит к спокойствию и пониманию ребёнком своего нового жизненного статуса.
(продолжение следует)